Акты применения норм права: понятие и виды.

Акт применения права – это индивидуальное государственно-властное решение компетентного органа государственной власти или должностного лица по конкретному юридическому делу, направленное на регулирование определенных общественных отношений.

Акты применения права характеризуются определенными специфическими признаками.

1. Акт применения права – это государственно-властное решение по конкретному юридическому делу компетентного органа государственной власти или должностного лица.

2. Акт применения права содержит властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми субъектами права, кому оно адресовано. Исполнение правоприменительного акта обеспечивается силой государственного принуждения.

3. Акт применения права имеет установленную законом определенную форму выражения. Например, решение или приговор суда, постановление следователя о возбуждении уголовного дела, приказ ректора вуза о зачислении абитуриента в вуз и т. д.

4. Акт применения права имеет индивидуальный характер и направлен на регулирование конкретных общественных отношений. В нем субъективные права и юридические обязанности конкретно индивидуализированы, т. е. носят персонифицированный характер.

К актам применения права предъявляются определенные требования. Они должны:
а) строго соответствовать нормативным правовым актам, на основе которых они принимаются;
б) издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;

в) иметь определенные внешние атрибуты, придающие им официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.).

Правоприменительный акт – это надлежащим образом оформленный юридический документ, который имеет четкую структуру и обычно включает четыре части – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную. Вводная часть содержит наименование акта (приказ, решение, приговор, постановление, определение, распоряжение и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа государственной власти или должностного лица, принявшего решение.

В описательной части приводятся факты, являющиеся предметом исследования, рассматривается при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия, когда, где и кем они совершены. В мотивировочной части дается анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств юридического дела, их правовую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого нормативно-правового акта и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменительный орган (должностное лицо).

В резолютивной части формулируется принятое решение по юридическому делу (права и обязанности сторон, избранная мера юридической ответственности и т. д.).

Правоприменительные акты, как правило, оформляются в письменном виде. В некоторых случаях они могут излагаться и в устной форме (например, удаление свидетелей из зала судебного заседания, наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте). Правоприменительные акты отличаются от нормативно-правовых актов следующими основными признаками.

1. Если нормативный правовой акт носит общий характер и регулирует определенный круг общественных отношений, то акт применения права носит индивидуальный характер и регулирует конкретные общественные отношения.

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет, отменяет общие правила поведения (нормы права), являясь нормативной основой правового регулирования определенного вида общественных отношений.

Различают следующие виды правоприменительных актов.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, правоприменительные акты подразделяются на:

а) акты федеральных органов государственной власти;

б) акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) акты органов местного самоуправления;

г) акты органов законодательной власти;

д) акты органов судебной власти;

е) акты органов исполнительной власти;

ж) акты, издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций.

2. По предмету правового регулирования, т. е. по отраслям применяемых норм, различают:
а) акты конституционно-правовые;

б) акты гражданско-правовые;

в) акты административно-правовые;

г) акты уголовно-правовые;

д) акты процессуально-правовые и т. д.

3. По форме правоприменительной деятельности выделяют:
а) акты регулятивные (исполнительные), связанные с применением диспозиции правовых норм, имеющие дозволительный характер;

б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

Исполнительные акты предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношений в связи с их правомерным поведением.

Наши рекомендации