Учебно-методическое обеспечение дисциплины
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
юридических и социально-политических наук_________
(наименование кафедры)
Института истории, гуманитарного и социального образования______________
(институт/факультет)
___________ В.С. Курчеев
«30» августа 2013 г.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Направление подготовки:
Педагогическое образование
Профиль:
Обществознание и История
Степень выпускника:
Бакалавр
Новосибирск 2013
Мозговая Т.П., ст. преподаватель каф. ЮиСПН
СОСТАВИТЕЛЬ:_________________
(И.О.Ф., учёная степень, звание, должность, подпись)
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры юридических и социально-политических наук
(протокол № 1 от «30 » августа 2013 г.)
СОГЛАСОВАНО
Декан/директор ________________________ __ Катионов О.Н._____
(подпись) (Ф.И.О)
Начальник УМУ: _______________ ________ Северина Ю. В._____
(подпись) (Ф.И.О)
Директор библиотеки _________________ ___ Есина Л.Н.___________
(подпись) (Ф.И.О)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью учебной дисциплины «Семейное право» в первую очередь является обучение студентов нормам семейного права, содержащимся в нормативных правовых актах, и их применению в практической деятельности, а также ознакомление с проблемами регулирования семейно-правовых отношений, толкования новых для российского законодательства положений; применения его традиционных норм в новых условиях; формирования нового правосознания в области семейных правоотношений, нового отношения к функциям семьи, возможностям регулирования семейных правоотношений.
Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности в соответствии ФГОС направления 050100 Педагогическое образование (профиль: обществознание, история):
В области педагогической деятельности:
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качестваобразования, в том числе с применением информационных технологий;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста,проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональнойкарьеры;
В области научно-исследовательской деятельности:
- сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальнымпроблемам науки и образования;
Место дисциплины в структуре ООП по направлению 050100.62 Педагогическое образование (профиль: обществознание и история). Дисциплина «Семейное право» относится к циклу дисциплин по выбору учебного плана (Б3.В.ДВ.3.51), преподается в 9,10 семестрах, объем учебной нагрузки составляет всего 180 часов, из них — 90 часов аудиторных занятий, 90 часов самостоятельной работы, 5 зачетных единиц. Дисциплина «Семейное право» призвана, во-первых, сформировать базовые представления о ключевых понятиях и институтах семейного права и, во-вторых, обеспечить надлежащую теоретическую подготовку для дальнейшего успешного изучения социально-политических, экономических, правовых и исторических наук.
При изучении дисциплины необходимо стремиться к развитию у студентов абстрактного, аналитического мышления, практических навыков в области профессиональной деятельности, формированию политической и правовой культуры.
Содержание курса «Семейное право» включает: Семейное право в системе права РФ; понятие семейного правоотношения и принципы его правового регулирования; субъекты семейного права; основания возникновения и прекращения семейных правоотношений; брачный контракт; личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, между другими членами семьи; алиментные обязательства членов семьи, опека и попечительство; усыновление (удочерение) детей; приемная семья; ответственность за неосуществление семейных прав и неисполнение семейных обязанностей.
Формы контроля.Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется в форме анализа нормативно-правовых актов, решения casestudes, презентации результатов изучения материала.
Промежуточный контроль осуществляется в форме зачета с оценкой.
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК – 13; ПК-2; ПрК-3(таблица 1).
Таблица 1.
Требования к результатам освоения программы
Формируемые компетенции | Дескрипторы |
ОК – 13- готовность использовать правовые документы в своей деятельности | Знать: перечень базовых правовых документов, необходимых в профессиональной деятельности; Уметь: систематизировать правовые документы с учетом их юридической силы и сферы регулирования; Владеть:навыками анализа содержания норм правовых документов и их грамотного применения в своей деятельности. |
ПК-2 – способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся. | Знать: закономерности, цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся. Уметь: формулировать и решать задачивоспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся. Владеть: технологиями и методами решения задач воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся. |
ПрК-7- умение охарактеризовать сложные общественные процессы на доступном для восприятия учащихся уровне; готовность оформлять и презентовать результаты свое текущей и итоговой работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такому виду работ | Знать: типологию различных общественных процессов, Уметь:анализировать нужную социальную информацию и правильно ее использовать. Владеть: навыками поиска и анализа необходимой социальной информации. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Понятие, предмет, метод и источники семейного права.
Предмет семейного права.Метод семейного права.Принципы и функции семейного права. Источники семейного права. Действие семейного законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц. Взаимодействие семейного законодательства с другими отраслями права. Понятие семьи в социологическом и юридическом смыслах.
Тема 2. Семейные правоотношения.
Понятие, характерные особенности и элементы семейных правоотношений. Виды семейных правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов семейных правоотношений. Юридические факты в семейном праве. Сроки в семейном праве. Исковая давность. Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей. Меры защиты и ответственность в семейном праве.
Тема 3. Условия и порядок заключения брака по законодательству РФ. Недействительность брака.
Понятие и юридические признаки брака. Условия и порядок заключение брака. Основания недействительности брака. Порядок признания брака недействительным.
Тема 4. Основания и порядок прекращение брака по законодательству РФ.
Прекращение брака вследствие смерти одного из супругов или объявления одного из супругов умершим. Прекращение брака путем его расторжения — развода. Расторжение брака в суде. Вопросы, разрешаемые в бракоразводном процессе. Расторжение брака в органах загса по взаимному согласию супругов. Расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов. Время прекращения брака при разводе. Правовые последствия прекращения брака.
Тема 5. Личные и имущественные права и обязанности супругов
Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов. Ответственность супругов по обязательствам.
Тема 6. Семейные правоотношения между родителями и детьми
Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Осуществление родительских прав. Лишение и ограничение родительских прав.
Тема 7. Алиментные обязательства членов семьи.
Понятие и особенности алиментных обязательств. Алиментные обязательства родителей и детей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Соглашение по уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
Тема 8. Формы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие и значение усыновления. Порядок и условия усыновления. Отмена усыновления. Понятие опеки и попечительства, порядок их установления. Права и обязанности опекунов (попечителей) и подопечных. Прекращение опеки и попечительства. Приемная семья.
Содержание дисциплины структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).
Таблица 2.
Тематическое планирование
Тематические разделы и темы дисциплины | Виды и формы учебной работы, в часах | ||||
Лекции | ПЗ | ЛЗ | СР | ||
1. | Предмет, метод, принципы и источники семейного права. | ||||
2. | Семейные правоотношения. | ||||
3. | Условия и порядок заключения брака по законодательству РФ. Недействительность брака. | ||||
Основания и порядок прекращение брака по законодательству РФ. | |||||
Личные и имущественные права и обязанности супругов. | |||||
Семейные правоотношения между родителями и детьми | |||||
7. | Алиментные обязательства членов семьи. | ||||
8. | Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей | 8* | |||
ИТОГО | |||||
В том числе в интерактивной форме* |
Таблица 3.
Технологическая карта самостоятельной работы студента
№ | Темы дисциплины | Задания для самостоятельной работы | Форма отчета | Трудоемкость задания, часы |
1. | Предмет, метод, принципы и источники семейного права. | 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. | Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия. | |
2. | Семейные правоотношения. | 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. | Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия. | |
3. | Условия и порядок заключения брака по законодательству РФ. Недействительность брака. | 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. | Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия. | |
Основания и порядок прекращение брака по законодательству РФ. | 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. | Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия. | ||
Личные и имущественные права и обязанности супругов. | 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. | Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия. | ||
Семейные правоотношения между родителями и детьми | 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. | Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия. | ||
7. | Алиментные обязательства членов семьи. | 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. | Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия. | |
8. | Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей | 1. Подготовка к дискуссии по теме занятия; 2. Работа с источниками и casestudesпо теме занятия. 3. Подготовка презентации в малы группа по теме занятия. | Участие в дискуссии; Конспект решения casestudesпо теме занятия; Представление электронной презентации | |
Итого |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ