Глава XIV. Система норм права. и общественной множественности, общественная жизнь имеет начало, возвышаю­щееся над этой двойственностью и вносящее в нее момент органической целост­ности»

и общественной множественности, общественная жизнь имеет начало, возвышаю­щееся над этой двойственностью и вносящее в нее момент органической целост­ности». По мнению мыслителя, «все попытки толковать и осуществлять право только как совокупность ничем не стесненных, определенных лишь произволом государ­ственной власти норм, своевольно формирующих общественную структуру, как скульптор — глину» значит «утверждать абсолютныйпримат государства над обществом». Точно так же, как попытки толковать право как «выражение свобод­ного взаимодействия воль отдельных участников общества», значит «утверждать обратныйпримат гражданского общества над государством». Обе трактовки права, полагает С. Л. Франк,«последовательно ведут либо к деспотизму, либо к анархии, т. е. к разрушению общества как органически целостного и расчлененно-упорядоченного единства (выделено нами. — Авт.)... В силу этой верховной, при­миряющей и согласующей функции права само различие в нем между "публич­ным" и "частным" правом не может быть абсолютным и резко отчетливым; как указано, всякое право есть начало "публично-частное"; как все гражданские права и отношения должны иметь государственный смысл и государственное оправдание, вкладываться в высшие общие цели планомерного общественного строительства, так, с другой стороны, и планомерная государственная организация общества должна не деспотически властвовать над ним. подавляя и угнетая свободную активность его членов, а строиться на основе обеспеченной правом системы частных с4>ер влияний».4

Система законодательства и система норм права

Законодательство, как уже было отмечено в предыдущих главах, представляет собой систему гетерономных, официальных текстуальных правил, которые в процессе их интерпретации и легитимации вы­ступают в качестве источника правовых норм. На этом и основыва­ется принципиальное различие между понятиями «система законо­дательства» и «система норм права». Законодательство представляет собой знаковую систему, выраженную преимущественно в письменной форме, которая служит текстуальным основанием бытия правовых норм. Последние представлены в общественном правосознании как психосоциокультурные феномены, устанавливающие права и обя­занности членов общества. Пожалуй, систему законодательства мож­но сравнить с нотами, читая которые, оркестр (социальные субъек­ты) создает «живую» мелодию права (социально-правовую

4 Франк С. Л. Духовные основы общества. С. 432^33.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

коммуникацию как систему реализующихся нормативных правоот­ношений). Но именно поэтому система норм права существует лишь какментальная система. То, что понимают под нормами отрасли права, есть когнитивные текстуальные «нормы». Фактически отрасли законодательства и отрасли норм права представляют собойразные способы организации правовых текстов: отрасль законодательства есть организация правовых текстов по форме, отрасль права — по содержанию.

Структура отрасли норм права конструируется в зависимости от объективных факторов: предмета правового регулирования и ре­жима правового регулирования, формируясь путем когнитивного объединения различных текстуальных правил. Ее элементами явля­ются текстуальная «норма» права, отрасль, подотрасль, институт.

Структура законодательства иная. Она складывается из офици­альных письменных гетерономных текстов, которые «волюнтаристски» объединяются в отрасли законодательства, в целом соответствующие отраслям права. Однако система законодательства может также вклю­чать в себя правовые акты и целые отрасли законодательства, не со­ответствующие отраслям права.

Как отмечается в учебной литературе, в российском законода­тельстве сложилиськомплексные отрасли законодательства (об образовании, об охране здоровья, транспортное законодательство и др.), которые содержат в себе нормы разных отраслей права.

Некоторые ученые признают возможность такой ситуации, когда отрасль права есть, а отрасль законодательства отсутствует (фи­нансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т. д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующие в этой сфере правовые нормы разбросаны по различным нормативно-правовым актам. Не исключен и обратный вариант, при которомот­расль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РФ и др.).5

Следовательно, хотя понятия система норм права и система за­конодательства посвоей сути близки, необходимо видеть исущест­вующие меяеду ними отличия.

5 Сенякин И. Н. Правотворчество и законодательство // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малысо. М., 1997. С. 376.

Наши рекомендации