Система международного права. Международное право имеет сложную систему, что обуслов­лено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и об-Щеправовых нормативных комплексов

Международное право имеет сложную систему, что обуслов­лено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и об-Щеправовых нормативных комплексов, с одной стороны, и от­раслей как однородных комплексов норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институ­тов - с другой.

20 Глава 1. Понятие международного права, предмет регулирования

К первой категории относятся:

а) основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие определяющее значение для всего меха­низма международно-правового регулирования;

б) общие для международного права институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функциональ­ного назначения, — комплекс норм о международной право­субъектности, комплекс норм о международном правотворчест­ве, комплекс норм о международном правоприменении (реали­зации правовых предписаний), комплекс норм о международно-правовой ответственности.

Такое разграничение достаточно условно и проявляется пре­имущественно в теоретических конструкциях.

Ко второй категории относятся отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся, согласно предмету правового регулирования, норм. Они классифициру­ются как по тем основаниям, которые приняты во внутригосу­дарственном праве (с некоторыми коррективами), так и по признакам, присущим именно международно-правовому регу­лированию. Перечень отраслей не во всем базируется на объ­ективных критериях. К общепризнанным можно отнести (не затрагивая пока вопроса о наименованиях) такие отрасли: пра­во международных договоров, право внешних сношений (ди­пломатическое и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, междуна­родное экологическое право (право окружающей среды), меж­дународное гуманитарное право («право прав человека»), меж­дународное морское право, международное космическое право и др.

Однако дискуссии по этому поводу продолжаются, затраги­вая и основания конституирования отраслей, и их конкретные характеристики (например, разные мнения о международном атомном праве, о международном уголовном праве, о междуна­родном экономическом праве), и их наименования (некоторые варианты отмечены выше, можно сказать также об уязвимости термина «право вооруженных конфликтов»), и внутреннее по­строение отдельных отраслей.

В пределах отраслей существуют подотрасли и правовые ин­ституты как нормативные мини-комплексы по конкретным вопросам регулирования. Так, в праве внешних сношений (ди­пломатическом и консульском праве) сложились в виде подот-

§ 6. Международное публичное и международное частное право 21

раслей дипломатическое право, консульское право, право по­стоянных представительств при международных организациях, право специальных миссий, а в их составе — институты форми­рования представительств, их функций, иммунитетов и приви­легий; в международном морском праве — группы норм, регла­ментирующих режимы территориального моря, континенталь­ного шельфа, исключительной экономической зоны, открытого моря, района морского дна за пределами национальной юрис­дикции.

В числе проблем систематизации международного права можно назвать проблему определения отраслевой «прописки» нескольких групп норм, регламентирующих режим определен­ных территорий (пространств). Например, вопросы правового статуса государственной территории, включая участки с особым режимом, правового статуса Антарктики «выпали» из отрасле­вой классификации.

Построение учебного курса, принятое в данной книге, ба­зируется на указанной системе, на ее отраслях, но имеет неко­торые особенности, обусловленные современными потребно­стями.

Наши рекомендации