Глава XII. Источники права. Правовой обычай можно определить какустный правовой текст, сложившийся на основе постоянного и единообразногоповторения каких-либо фактических отношений
Правовой обычай можно определить какустный правовой текст, сложившийся на основе постоянного и единообразногоповторения каких-либо фактических отношений, которыйинтерпретируется как основаниеобщезначимой и общеобязательной нормы поведения, имеющейпредоставительно-обязывающий
характер.
Правовой обычай может быть каквсеобщим (универсальным), действующим на всей территории государства, так илокальным.К числу последних относятсянациональные правовые обычаи. Они отражают культурные особенности компактно проживающей народности, которые не всегда могут учесть нормативно-правовые акты, действующие на всей государственной территории. Существуют также профессиональные правовые обычаи, принятые в определенном профессиональном сообществе (охотников, спортсменов, предпринимателей и др.).
Правовой обычай имел огромное значение в античном и средневековом обществах, в которых обычаем была «"запрограммирована" жизнь каждого члена коллектива, обязанного следовать образцам— богам, предкам, старшим».^ настоящее время правовой обычай постепенно вытесняется, особенно в романо-германской правовой семье, другими текстуальными источниками права, прежде всего законом. Но поскольку государственно-нормативное регулирование не может охватить все общественные отношения, подлежащие такому регулированию, обычай сохраняет свое значение в отдельных отраслях частного права и в меньшей степени — публичного. Так, ст. 5 Гражданского кодекса РФ признает в качестве источника предпринимательского права обычай делового оборота, под которым понимается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат «обязательным для
5 «Право в варварском обществе не выделено в особую сферу социальной жизни. Нет такой ее стороны,которая не регулировалась бы обычаем. Право, обычай — та стихия, в которой пребывает общество, и вместе с тем это неотъемлемое измерение человеческого сознания (выделено нами. — Авт.)» (ГуревпчА. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 145-146).
i9- 291
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору». Статья 134 Кодекса торгового мореплавания устанавливает, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон (договором), а при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки.
Вместе с тем правовой обычай является источником не только государственного, но исоциального права. Социальное право и существует преимущественно в форме традиций, обычаев, обыкновений. Наиболее значимые из них или признаются правовыми по своей природе (при наличии определенных признаков — в англосаксонском праве), или санкционируются государством и становятся нормами государственного права (в романо-германской правовой семье). При этом в англосаксонском правовом сообществе фактически признается существование негосударственного, социального права, так как обычай становится правовым не с момента вынесения судебного вердикта, ссылающегося на него, а с того момента, когда обычай получил необходимые правовые свойства (длительность существования, добровольность исполнения, соответствие разуму и действующим законам и т. д.).
Так, известный английский юрист XVIII в.Блэкстон составил действующую до сего дня классификацию требований к местным обычаям для того, чтобы можно было их признать правовыми. Первым требованием являетсядревность местного обычая, который должен существовать «с того времени, о котором человеческая память ничего не сохранила», т. е. с незапамятных времен. Хотя такое «незапамятное» время было определено (1189 г. — первый год царствования короля Ричарда I), на практике же суды принимали в качестве доказательства свидетельство, что обычай существует очень давно. Вторым требованием, по классификации Блэкстона, является непрерывность действия местного обычая. Любой перерыв в действии обычая отменяет его, но это не относится к простому неприменению обычая.Использование обычая собщего миролюбивого согласиясоставляет третье требование. Обычай не должен выполняться ни силой, ни тайно, ни по разрешению, которое может быть отозвано (в этом случае обычай зависел бы от желания индивидуума, а не от воли общества). Четвертым требованием являетсяобязательная
Глава ХП. Источники права
сила обычая: когда обычай налагает обязанность, то ее исполнение должно быть безусловным. Согласно пятому требованию Блэкстона, обычай должен бытьопределенным. Поэтому обычай, позволявший земельным арендаторам уносить торфа «столько, сколько им могло потребоваться», был признан недействительным вследствие его неопределенности.Согласованность обычаев составляет шестое требование:
обычаи не могут в пределах определенной местности не согласовываться между собой. Наконец, седьмым требованием, предъявляемым к обычаям, является ихразумность: обычай, который противоречит основным принципам общего права, не может быть разумным. Сторона, отвергающая обычай, должна доказать, что он неразумен.6
Французская правовая теория признает обычай источником частного права, следуя древнеримскому воззрению о том, что «долго применяющийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона». В научной литературе выделяются два формообразующих французский правовой обычай элемента: 1) diuturnus usus (лат.)— длительное повсеместное применение, основанное на повторении; 2) opinio necessitatis (лат.) — «осознание обязательности» — убеждение, что поступать следует именно в соответствии с требованиями обычая. Источник обязательной силы обычаев в этом случае понимается в духе основоположника немецкой исторической школы права XIX в. Ф. К. Савиньи — как коренящийся в «общенародном сознании», в «духе народа».
Очевидно, что opinio necessitatis есть не просто убеждение в необходимости совершения определенных поступков, т. е. в исполнении обязанности, но и осознание наличия коррелятивного ему правомочия. Именно наличие или отсутствиеправообязывающей структуры позволяет различатьправовые и неправовые обычаи. Например, традиция наряжать елку под Новый год не является правовой (не предоставляет никому социально признаваемых прав), а существовавший в человеческой истории обычай «первой брачной ночи» долгое время имел правовой характер, пока не утратил его под воздействием новых представлений о моральности человеческого поведения и обстоятельств социально-экономического характера.
' Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980. С. 83—86.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Судебный прецедент7 (лат. praecedens — идущий впереди, предшествующий)— правовой текст, представляющий собойчасть судебного решения по конкретному делу, содержащую информацию о сформулированном судомправиле, котороеинтерпретируется как основание общезначимой и общеобязательной нормы поведения для всех, кому оно адресуется, в том числедля судов при решении аналогичных дел.
В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права в так называемойанглосаксонской правовой семье, илисемье общего права (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия и др.).
В основе доктрины судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия подходящего для данного случая закона. Суд обязан вынести решение и по такому делу. Мотивировочная часть такого судебного решения, называемая«ratio decidendi», принимается за общее обязательное для всех правило при разрешении всеханалогичных дел, т. е. выступаетсудебным прецедентом. Фактически суд при этом осуществляет правотворчество, хотя создаваемая им правовая норма как бы «растворена» в конкретном судебном решении, и для ее последующего применения необходимо его толкование. Поэтому прецедент зачастую формулируется не в одном судебном решении, а в судебной практике по его применению.
Судебные прецеденты не только устраняют пробелы действующего законодательства, но и определяют практику его применения.8 Поэтому значимость судебного прецедента как источника права обусловлена также тем обстоятельством, что практически никакой статут (закон) не может считаться окончательным руководством к действию до тех пор, пока не сложится судебная практикаего толкования
' Следует иметь в виду, что в качестве текстуального источника права можно рассматривать и административный прецедент, и правовой прецедент как общее понятие. Судебный прецедент является наиболее «яркой» разновидностью правового прецедента.
8 Например, антитрестовские законы США не указывают, какая доля рынка является монопольной. В 1945 г. в США федеральный суд четвертого округа (низовая инстанция) в решении по конкретному делу указал, что эта доля составляет 60 %. Такое указание стало нормой, которой в США придерживаются до сих пор (см.: НикеровГ. И. Судебная власть в правовом государстве (опыт сравнительного исследования) // Государство и право. 2001. № 3. С. 18).