Независимая оценка пожарного риска
Одной из важнейших задач, поставленных президентом Российской Федерации перед надзорными органами МЧС России, является снижение уровня государственного регулирования в области обеспечения пожарной безопасности.
Неотъемлемой частью проводимой работы является оптимизация количества проверок в отношении объектов малого и среднего предпринимательства за счет внедрения на них современных форм и методов работы по оценке соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
С принятием Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. от 10.07.2012 № 117-ФЗ) собственнику предоставляется добровольно выбрать форму подтверждения соответствия объекта установленным требованиям пожарной безопасности.
В настоящее время федеральным законодательством установлены современные формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Наравне с государственным пожарным надзором внедряются такие формы оценки соответствия, как:
1) независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);
2) декларирование пожарной безопасности;
3) аккредитация;
4) исследования (испытания);
5) подтверждение соответствия объектов защиты (продукции);
6) приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
7) производственный контроль;
9) экспертиза.
В целом на сегодняшний день МЧС России разработана нормативно-правовая база, регулирующая вопросы проведения независимой оценки пожарного риска, проводится плановая работа по ее совершенствованию.
Подробнее остановимся на механизмах новой формы подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, как независимая оценка пожарного риска (или аудит пожарной безопасности).
Независимая оценка пожарного риска действует с апреля 2009 года. Она осуществляется экспертными организациями на основании свидетельства МЧС России об аккредитации. Независимая оценка пожарного риска рекомендована для производственных объектов, а также для объектов, на которых не в полном объеме выполняются требования нормативных документов по пожарной безопасности.
Аудит должен обеспечить значительную экономию средств при выполнении требований пожарной безопасности, и в случае проведения аудита пожарной безопасности и получения положительного заключения органы государственного надзора снимают объект с контроля надзора на все время действия заключения по независимой оценке пожарного риска.
Основными целями независимой оценки пожарного риска являются:
- вовлечение собственника в управление системой обеспечения пожарной безопасности;
- поиск наиболее оптимальных решений по обеспечению пожарной безопасности;
- реализация мероприятий системы так называемого «гибкого нормирования»;
- снижение административных барьеров;
- повышение уровня пожарной безопасности и ответственности собственников имущества.
На практике это выражается в том, что собственник объекта защиты, приняв решение о проведении независимой оценки пожарного риска, совместно с аудитором может выработать ту концепцию противопожарной защиты, которая подходит именно для его объекта защиты, оборудовать объект тем комплексом установок и систем противопожарной защиты, который минимально необходим для выполнения условий соответствия требованиям пожарной безопасности.
Независимая оценка производится в соответствии с требованиями «Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 № 304, и «Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 года № 272. Данные документы разработаны на основании Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности является Конституция РФ, общепринятые нормы и принципы международного права, международные договоры РФ, ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О пожарной безопасности» и уже упомянутый выше технический регламент, в соответствии с которым разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты РФ, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральным законом о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, расчет об оценке пожарного риска не требуется.
Цели создания независимой оценки пожарного риска:
1) повышение уровня безопасности объектов защиты путем включения в сферу оценки их безопасности наряду с организацией государственного надзора контроля независимых экспертных организаций и экспертов независимой оценки рисков;
2) снижение административной нагрузки на объекты защиты за счет снижения количества проверок, осуществляемых органами надзора, а также изменения форм и методов надзорной деятельности;
3) получение объективной и полной информации о соответствии объектов защиты установленным требованиям в области ПБ;
4) выдача заключений, содержащих необходимые и достаточные сведения для заключения договора гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта;
5) подготовка объекта защиты к заключению договора о страховании ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный пожаром.