Виды правосознания и правовой культуры
ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ
I. ПО СУБЪЕКТУ (НОСИТЕЛЮ) | ||
Правосознание одного человека (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ) | Правосознание соц. группы (ГРУППОВОЕ) | Правосознание всего общества (ОБЩЕСТВЕННОЕ) |
II. ПО УРОВНЮ ОБОСНОВАННОСТИ | ||
Правосознание простых людей-неюристов - обыденное, полученное опытным путем (ЭМПИРИЧЕСКОЕ) | Правосознание юристов-практиков, получивших образование. Наиболее важно в рамках МПР (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ) | Правосознание ученых - научное, доказанное методами науки (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ) |
ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
I. ПО ФОРМЕ | ||
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ | ГРУППОВАЯ | ВСЕГО ОБЩЕСТВА |
Совокупность правосознания и правомерного поведения человека. | Совокупность правосознания и поведения членов данной соц. группы. | Это собственно правовая культура - качественное состояние правовой действительности общества. |
II. ПО УРОВНЮ (ТОЛЬКО ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ) | ||
ОБЫДЕННАЯ | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ | ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ |
Правовая культура неюриста. | Правовая культура юриста-профессионала. | Правовая культура юриста-ученого. |
85. Правовая культура: понятие и структура
Правовая культура (лат. cultura - возделывание, поклонение, созидание) - это достигнутое людьми и обусловленное всеми условиями жизни общества качественное состояние его правовой действительности.
Признаки:
1) Она - часть общей культуры, т.е. всего, что создал человек, всего антропогенного ландшафта Земли.
2) Понятие правовой культуры включает в себя оценочный компонент, т.е. здесь право понимается как культурная ценность. Право - это межкультурная ценность, интегрирующая между собой Восток и Запад.
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Уровень правосознания общества (Правовой менталитет) | Уровень знаний о праве, отношение к праву и навык правового поведения. |
2. Уровень правовой деятельности и юридической практики | 2-1: теоретическая деятельность ученых-юристов; 2-2: юридическое образование; 2-3: правоприменительная деятельность гос. органов; 2-4: правотворческая деятельность гос. органов; 2-5: толкование права; 2-6: уровень юр. техники. |
3. Уровень юридического массива | Качество правовых актов, в особенности НПА, но также актов толкования и применения права. Уровень юр. техники этих актов. |
4. Состояние механизма правового регулирования | Эффективно ли государство воплощает нормы права в правоотношения. |
5. Состояние правопорядка | Все ли важные отношения урегулированы правом, и все ли граждане соблюдают закон. |
86. Правовое воспитание: понятие, формы, методы
Правовое воспитание - целенаправленное воздействие определенных субъектов на правосознание и правовую культуру с целью ее повышения. Субъектами правового воспитания могут быть гос. органы, общ. объединения, граждане и даже сам воспитуемый. Объектом правового воспитания может быть личность, соц. группа или все общество. Содержание правового воспитания - приобщение объекта к политико-правовым ценностям своего общества. Принципы правового воспитания: а) научность; б) последовательность; в) системность; г) комплексность и разноплановость.
Формы правового воспитания - это конкретные формы его содержания:
1) Правовое обучение - передача и усвоение правовых знаний в дет. саду, колледже, вузе и т.д.
2) Правовая пропаганда - распространение правовых идей в СМИ, через беседы, дискуссии и конференции.
3) Приобщение к юридической практике.
4) Самовоспитание - наиболее важная и эффективная форма. Собственно, весь процесс правового воспитания существует для того, чтобы заставить человека самовоспитываться.
Методы правового воспитания - это способы осуществления его содержания. Это а) убеждение; б) поощрение; в) угроза принуждением; г) педагогические методы - деловые игры, семинары, задачи; д) воздействие на эмоции.