П. «б», «в» и «г» утратили силу 16.04.2013 г., однако Н.А. назвала их на лекции].

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

д) когда Конституционным Судом РФ выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда РФ, если они в нем указаны;

Само по себе решение КС РФ о признании конкретной нормы несоответствующей Конституции не отменяет действие данного закона вообще. В данном конкретном случае признание неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению всего остального закона на территории РФ, т.е. всей остальной части данного конкретного НПА.

В этой ситуации может возникнуть вопрос, а нормативные Указы Президента РФ, какую природу они носят?

Они имеют такую же природу, как и все остальные акты, если они противоречат Конституции, они не применяются, если не противоречат Конституции и устанавливают новые положения – они применяются.

Некоторое время тому назад, до принятия нового УПК РФ Указом Президента РФ был изменен порядок задержания лиц, которые обвинялись в таких действиях как терроризм, экстремизм и т.д. Разрешалось задерживать не до 3 суток, а до 30 суток. И этот Указ Президента действовал достаточно длительный период времени.

Какие ФКЗ на сегодня являются источником УПП?

ФКЗ «О КС РФ».

Зачем нам нужен этот ФКЗ? Если внимательно обратиться к действующему УПК РФ, то почти к каждой статье УПК РФ есть решение КС РФ. ФКЗ определяет порядок обращения в КС и последствия обращения в КС. Например, в стадиях судебного разбирательства существует такое основание приостановления производства по УД как принятие КС дела в производство или направление в КС судей соответствующего запроса.

Второй важный акт, на который следует обратить внимание – это ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ».

ФКЗ «О судебной системе РФ».

ФКЗ «О военных судах в РФ»

Закон РФ «О поправке к Конституции РФ. О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ».

ФКЗ «О ВС РФ».

Зачем нужен Закон о ВС РФ для УПК РФ?

Президиум ВС является единственным надзорным органом о УД, а ВС может выступать как суд кассационной инстанции, исходя из этого, внесены изменения и в Конституцию, и в УПК РФ.

В целом ряде случаев обратить внимание на ту редакцию, которая действует на сегодня, потому что изменения, которые внесены законом о ВС и законом о внесении изменения в УПК РФ, действуют с 1 августа 2014 года.

Мы сказали, что к источникам УПП могут быть отнесены общепризнанные принципы и нормы МП

Ч.2 ст.1 УПК РФ прямо указывает на эту категорию актов как на источник УПП. В каком случае общепризнанные принципы и нормы МП и МД могут быть источником УПП?

В том случае, если они регламентируют уголовное судопроизводство. Если эти общепризнанные принципы и нормы МП устанавливают иной порядок регламентации, чем внутреннее российское законодательство, то приоритет за правилами МП и МД.

Что в данном случае для нас будет иметь большое значение?

Зачастую сложно определить, что же применять, что не применять. Здесь нам помогут комментарии и разъяснения ВС РФ.

Постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания»

И необходимо обратить внимание, что действующий УПК РФ, в отличие от предыдущих УПК, содержит Раздел, который посвящен международному сотрудничеству РФ в сфере уголовного судопроизводства.

Для понимания и толкования и применения общепризнанных принципов и норм МП Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 333-О-П «По жалобе гражданина США Менахема Сайденфельда на нарушение частью третьей статьи 1 и частью первой статьи 466 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации его прав, гарантируемых Конституцией Российской Федерации».

Определение помогает соответствующим образом понять, как применяется ч.3 ст.1 466, применяется она на всех участников УПД, кроме тех, которые обладают соответствующим иммунитетом.

Если обратиться к правовой природе МД, то необходимо вспомнить ФЗ от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

РФ, будучи добросовестным участником МПО, берт на себя добровольно обязанность по исполнению своих международно-правовых обязательств.

В этом случае нудно понять, что понимается од общепризнанными принципами и нормами МП. Это понятие сформулировано как в научной литературе, так и в целом ряде актов, в частности, Постановлении Пленума ВС РФ, такие принципы толкуются как определенные императивные нормы, которые принимаются и признаются международным сообществом. В этом случае есть определенные санкции за отклонения от такого рода норм. К принципам, например, относятся такие принципы как всеобщее уважение прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств, если посмотреть Европейскую Конвенцию, то там сформулированы многие общепризнанные принципы.

Под общепризнанной нормой МП следует понимать правило поведения, которое принимается и признается международным сообществом в качестве обязательной. При нарушении могут быть определенные санкции.

МД – это международное соглашении. Для того чтобы МД РФ получил статус источника права, необходимо, чтобы он был надлежащим образом ратифицирован и в соответствии с ФЗ «О МД РФ» и ст. Конституции РФ, необходимо, чтобы МД были соответствующим образом опубликованы.

Можно ли напрямую применять МД?

Если МД предусмотрено прямое и непосредственное действие в правовой системе РФ, то МД может сам по себе применяться при разрешении УД как в военных судах, так и в уголовных судах.

В каких случаях он может применяться?

Если в МД установлены правила, которые отличаются от федерального законодательства. Если УД с иностранным элементом, т.е. когда при рассмотрении УД участвуют лица с иным гражданством, чем РФ, и при этом ситуация, отношения стали предметом судебного разбирательства российского суда.

Кроме того, международно-правовые нормы могут содержать признаки отдельных составов преступления. Применительно, к УПК РФ это могут быть такие акты как Единая конвенция о наркотических средствах, Конвенция о борьбе с заложниками, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных средств, ст. 355,356 УК РФ.

А можно ли посадить дипломата? Можно ли его привлечь к УО?

Посадить можно лишь картошку, что касается дипломатов, то в отношении дипломатов есть определенная специфика привлечения к УО. Эта специфика определена Конвенцией ООН, Венской Конвенцией о дипломатических и о консульских сношениях. Несколько таких актов, которые определяют специфику привлечения к УО лиц с дипломатическим иммунитетом.

Есть разница между привлечением к УО дипломатов по Венской Конвенции года 1961 и по Венской конвенции 1963 года. Что касается консульских работников, то здесь можно говорить о меньшем иммунитете.

Если нужно привлечь к УО дипломата, что с ним нужно сделать? Если лицо обладает иммунитетом, с ним сделать ничего нельзя. Единственное – выслать за пределы РФ.

Если возникает необходимость допросить дипломата, можно ли применить российский УПК или нет?

Можно. Действующий УПК РФ предусматривает особый порядок допроса лиц с иммунитетом. Если лицо выразило свое согласие через надлежащие каналы, такое лицо будет допрошено, но обыск, выемку документов у лица, обладающего иммунитетом, проводить нельзя.

Когда мы говорим о процессуальных последствиях, то любое неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм МП может иметь негативные последствия, в частности, вплоть до отмены или изменения соответствующего судебного акта. Примером тому служит достаточно внушительная практика ЕСПЧ.

Ст.413 УПК РФ предусматривает основания для возобновления производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. С мая 1998 года для РФ граждане РФ получили право жаловаться, обращаться в ЕСПЧ. Европейская Конвенция содержит основные принципы уважения и защиты прав в самых различных отраслях: и право на жизнь, на неприкосновенность жизни, на справедливое судебное разбирательство, и на эффективную судебную защиту и т.д.

Если обратиться к статистике, то российские граждане самые почитаемые в ЕСПЧ, почитаемые от слова «читать», потому что количество жалоб, которые появляются в ЕСПЧ достаточно велико. Если посмотреть, то количество жалоб из России на 2 месте.

Если ЕСПЧ признает, что РФ нарушила ту или иную норму Европейской Конвенции, чаще всего это ст.5 или ст.6, т.е. неприкосновенность личности и право на справедливое судебное разбирательство, то выносится соответствующее Постановление, оно направляется для исполнения в РФ. Решение ЕСПЧ является основанием для возобновления производства

для того чтобы в целом ряде случаев определить виновных лиц в нарушении Европейской Конвенции. Мы уже не говорим о финансовых последствиях для РФ (несколько миллионов евро в год).

Что является еще основанием для отмены предыдущих решений?

Решения КС, решения ЕСПЧ и иные нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Применяя эти нормы Европейской Конвенции как международно-правового акта, Россия имеет определенную зачастую негативную репутацию в европейском сообществе по применению норм ЕСПЧ.

В данном конкретном случае насколько нам важны и нужны решения ЕСПЧ?

Взяв на себя определенные обязательства, РФ распространила фактически юрисдикцию ЕСПЧ на те отношения, которые возникают на территории РФ. Решения ЕСПЧ имеют открытый характер, являются обязательными для исполнения, официально публикуются и имеют окончательный характер.

Поскольку РФ признала, присоединилась к Европейской Конвенции, то фактически РФ признала для себя обязательным толкование норм Европейской Конвенции, которое дает ЕСПЧ.

Кроме Конвенции есть большое количество различного рода иных международно-правовых актов.

Что нам интересно с т.з. существования ФЗ?

УПК РФ. Действующий на сегодня УПК РФ вступил в силу 1 июля 2002 года, последние изменения в него внесены 3.02.2014г.

На сегодня: 5 частей, 18 разделов, 57 глав.

3 главы действуют в новой редакции. Это главы, связанные с апелляцией, кассацией и надзором.

По общему правилу, как любой уважающий себя Кодекс, УПК имеет Общую часть и Особенную часть.

Часть изменений, которые определяют полномочия ВС РФ вступят в действие с 6 августа 2014 года.

К ФЗ, которые имеют для нас значение относятся ФЗ «О полиции», ФЗ «Об ОРД», ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», ФЗ «О государственной защите потерпевших и свидетелей», ФЗ «О государственной судебной и экспертной деятельности» и т.д.

Это что касается законов, у нас еще есть достаточно большое количество субъектов, которые принимают определенного рода решения, имеющие значения для УПД.

Например, КС РФ. Если обратиться к ст. 3 ФКЗ «О КС РФ», то, в частности, можно прийти выводу и истолковать статью, что компетенция КС распространяется на толкование законов и на установление их соответствия Конституции РФ. Не распространяется действие КС РФ на издание самих законов, не распространяется компетенция на принятие НПА.

Тем не менее, когда мы говорим о вынесении КС решения о несоответствии Конституции того или иного НПА, той или иной нормы, мы знаем, что само по себе это решение фактически нивелирует значение нормы или НПА, после такого решения эта норма или НПА применяться не могут.

Когда КС выносит Определение об отказе в принятии, анализируя то или иное правоотношение, признает соответствующими Конституции нормы, то негативных последствий для российского законодательства мы не наблюдаем.

Что еще не относится к источникам УПП?

Не относятся к источникам:

- Постановления Пленума ВС РФ в рамках уголовного судопроизводства.

- Постановления Правительства РФ;

- Приказы Генпрокурора РФ;

- Приказы и инструкции министерств и ведомств.

Какие министерства и ведомства могут издавать приказы, которые могут нас интересовать?

Например, есть Межведомственная инструкция о порядке предоставления сведений, полученных в результате ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Есть целый ряд приказов МВД о порядке организации предварительного расследования. Есть Инструкции, которые касаются вещественных доказательств, есть единые правила учета сообщений о преступлениях, это тоже межведомственный акт.

ФСИН, ФССП, Министерство Обороны и многие иные министерства и ведомства, в рамках которых существует возможность производить дознание или предварительное следствие, следствие проводится в СК, МВД, ФСБ и ГНК, они могут организационно-технические акты принимать, которыми не устанавливаются новые УПН, только организационно-технические отношения, распределение обязанностей, структуры подразделений и т.д. Что касается непосредственно самой УПД, она находится за пределами их компетенции.

В качестве примера Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 N 144 (ред. от 06.02.2013) «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» (вместе с «Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации»).

Прокуратура сама ничего творит и не вытворяет с т.з. нормотворческой деятельности, Генеральный прокурор не может выступить с законодательной инициативой. Генеральный прокурор может разработать и представить через надлежащий орган.

Наши рекомендации