Глава XII. Источники права. и высказываниях пророка Магомета

и высказываниях пророка Магомета. Из общих положений шариата (Корана и сунны) методом дедукции, т. е. рассуждения от общего к частному, выводятся так называемыефатвы — пояснения, коммен­тарии, мнения, правовые заключения, рекомендации, суждения спод­вижников пророка Магомета, а также выдающихся исламских уче­ных— специалистов по Фикху(Факихов). На протяжении веков мусульманская правовая доктрина являлась основным источником мусульманского права.

Как отмечается в литературе, сформулированные мусульманской правовой доктриной нормы, принципы, конструкции лишь внешне представляются извлеченными из шариата — Корана и сунны. На практике они нередко весьма далеки от первоначального значения священных текстов. Доктрина не связана их буквальными формули­ровками. В результате подобного правового осмысления шариата формулируются, например, следующие правовые принципы: «необ­ходимость делает разрешенным запретное», «ущерб должен быть компенсирован», «ущерб не может возмещаться причинением вре­да», «из двух зол выбирают менее тяжкое», «никто не вправе распо­ряжаться собственностью другого лица без его разрешения», «обы­чай имеет значение нормы» и др. В результате «мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов»: «Пра­вовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда не обра­щается к Корану или сунне — преданиям о пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан».12

Правовая доктрина сохраняет свое значение и в англосаксонском праве. Английский правовед и адвокат (барристер) Р. Уолкер приводит имена тех авторитетных авторов, чьи работы могут быть названы текстуальными источниками английского права: Глэнвилл («О зако­нах и обычаях Англии» — XII в.), Брактон («О законах и обычаях Англии» — XIII в.), Литтльтон («О держаниях» — XV в.), Кок («Ин­ституции» — XVII в.), Блэкстон («Комментарии к законам Анг­лии» — XVIII в.).

Священные книги — различныеписьменные сакральные тексты, в которых сформулированырелигиозные правовые нормы,

12 Саидов А. X. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М„ 1993. С. 114.


20 •



ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

исходящие отБога и признаваемыегосударством и обществом в

качествеобщеобязательных (например, Библия, Коран и др.). Свя­щенные книги также являются одним из древнейших источников норм права, в настоящее время сохраняющим свое значение в тра-диционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве).

Свой исторический пик данный источник норм права пережил в начальный период жизни человечества, когда в священных текстах формулировались правила обыденной жизни. Например, в библейской книге «Второзаконие» содержится множество правовых предписаний по всем аспектам человеческого бытия, адресо­ванных Богом через Моисея сынам Израиля. В частности, в данной библейской книге содержатся правовые ограничения в употреблении пищи: «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте. Только сих не ешьте... верблюда, зайца и тушканчика;

потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: не чисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь» (Второзаконие. 14:4-8). Имеются здесь и правовые правила, сомнительные с точки зрения иных культурных координат. Ветхозаветный закон, например, гласит: «Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти от себя на свободу. Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками', но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой. Помни, что (и) ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой; потому я сегодня и заповедую тебе сие. Если же он скажет тебе: "не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой", потому что хорошо ему у тебя: то возьми шило и приколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею» (Второзаконие. 15:12).

В еврейском праве важнейшим источником права является Каббала, сущест­вующая в виде устных и письменных текстов. «Речь идет о традиции... которую один человек воспринимал из уст другого до Моисея и Синайского Откровения. Правовые указания на основании этого источника передаются из поколения в по­коление. Этот источник существенно отличается от всех других источников еврей­ского права, так как в силу своей природы не поддается развитию и изменениям. Он постоянен, и положение его в еврейском праве статично.В тоже время все другие источники права динамичны по самой своей сутии призваны и в дальней­шемразвивать и обогащать еврейское право».13

13 Эяон М. Еврейское право: История, источники, принципы. Ч. 1. Иеруса­лим, 1998, С. 248,

Наши рекомендации