Глава XII. Источники права. и высказываниях пророка Магомета
и высказываниях пророка Магомета. Из общих положений шариата (Корана и сунны) методом дедукции, т. е. рассуждения от общего к частному, выводятся так называемыефатвы — пояснения, комментарии, мнения, правовые заключения, рекомендации, суждения сподвижников пророка Магомета, а также выдающихся исламских ученых— специалистов по Фикху(Факихов). На протяжении веков мусульманская правовая доктрина являлась основным источником мусульманского права.
Как отмечается в литературе, сформулированные мусульманской правовой доктриной нормы, принципы, конструкции лишь внешне представляются извлеченными из шариата — Корана и сунны. На практике они нередко весьма далеки от первоначального значения священных текстов. Доктрина не связана их буквальными формулировками. В результате подобного правового осмысления шариата формулируются, например, следующие правовые принципы: «необходимость делает разрешенным запретное», «ущерб должен быть компенсирован», «ущерб не может возмещаться причинением вреда», «из двух зол выбирают менее тяжкое», «никто не вправе распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения», «обычай имеет значение нормы» и др. В результате «мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов»: «Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или сунне — преданиям о пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан».12
Правовая доктрина сохраняет свое значение и в англосаксонском праве. Английский правовед и адвокат (барристер) Р. Уолкер приводит имена тех авторитетных авторов, чьи работы могут быть названы текстуальными источниками английского права: Глэнвилл («О законах и обычаях Англии» — XII в.), Брактон («О законах и обычаях Англии» — XIII в.), Литтльтон («О держаниях» — XV в.), Кок («Институции» — XVII в.), Блэкстон («Комментарии к законам Англии» — XVIII в.).
Священные книги — различныеписьменные сакральные тексты, в которых сформулированырелигиозные правовые нормы,
12 Саидов А. X. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М„ 1993. С. 114.
20 • |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
исходящие отБога и признаваемыегосударством и обществом в
качествеобщеобязательных (например, Библия, Коран и др.). Священные книги также являются одним из древнейших источников норм права, в настоящее время сохраняющим свое значение в тра-диционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве).
Свой исторический пик данный источник норм права пережил в начальный период жизни человечества, когда в священных текстах формулировались правила обыденной жизни. Например, в библейской книге «Второзаконие» содержится множество правовых предписаний по всем аспектам человеческого бытия, адресованных Богом через Моисея сынам Израиля. В частности, в данной библейской книге содержатся правовые ограничения в употреблении пищи: «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте. Только сих не ешьте... верблюда, зайца и тушканчика;
потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: не чисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь» (Второзаконие. 14:4-8). Имеются здесь и правовые правила, сомнительные с точки зрения иных культурных координат. Ветхозаветный закон, например, гласит: «Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти от себя на свободу. Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками', но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой. Помни, что (и) ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой; потому я сегодня и заповедую тебе сие. Если же он скажет тебе: "не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой", потому что хорошо ему у тебя: то возьми шило и приколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею» (Второзаконие. 15:12).
В еврейском праве важнейшим источником права является Каббала, существующая в виде устных и письменных текстов. «Речь идет о традиции... которую один человек воспринимал из уст другого до Моисея и Синайского Откровения. Правовые указания на основании этого источника передаются из поколения в поколение. Этот источник существенно отличается от всех других источников еврейского права, так как в силу своей природы не поддается развитию и изменениям. Он постоянен, и положение его в еврейском праве статично.В тоже время все другие источники права динамичны по самой своей сутии призваны и в дальнейшемразвивать и обогащать еврейское право».13
13 Эяон М. Еврейское право: История, источники, принципы. Ч. 1. Иерусалим, 1998, С. 248,