Стадии избирательного процесса

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - один из основных элементов избирательной системы

назначение даты выборов

образование (определение) избирательных округов

установление избирательных участков

создание избирательных органов

регистрация избирателей

Период выдвижения кандидатов или партийных списков.

Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.

Голосование.

Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.

Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

43.Референдум: Понятие, виды, порядок проведения

Рефере́ндум— форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум— важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Процедура назначения референдума происходит в несколько этапов:

1. Создается инициативная группа в количестве не менее 100 человек и регистрация в избирательной комиссии.


2. При положительной регистрации инициативная комиссия должна собрать не менее 2 млн. подписей участников референдума. Сбор подписей осуществляется в течение 45 дней со дня следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума., передача подписных истов в Центризбирком.

3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 30 дней со дня приема подписных листов и документов проверяет соблюдение порядка сбора подписей

4. По итогам проверки Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.

5. При наличии 2 млн. правильно собранных подписей или не более 5% неправильно собранных (недействительных) подписей Центризбирком направляет свое заключение Президенту РФ (не позднее чем в 5-тидневный срок), и одновременно уведомляет о своем решении палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

6. В случае если количества достоверных подписей участников референдума недостаточно для назначения референдума либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, Центризбирком указывает это в своем решении о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. После принятия данного решения процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются.

7. Президент РФ направляет материалы в Конституционный суд РФ.

8. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данные материалы, принимает решение и направляет это решение Президенту РФ.

9. Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу референдума соответствующей Конституции РФ Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ.

10. Указом президента определяется дата проведения референдума. Это может быть только воскресенье период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

44.Органы государственной власти в России: Понятие и виды

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

1.Президент Российской Федерации,

2.Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),

3.Правительство Российской Федерации,

4.Суды Российской Федерации.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства и не относится, по мнению некоторых исследователей, ни к одной из ветвей власти

Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ).

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции РФ).

Сове́т Федера́ции — верхняя палата Федерального Собрания (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Госуда́рственная ду́ма — одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации

Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Судебная система России — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России.

Суды общей юрисдикции Арбитражные суды Конституционный Суд Российской Федерации

1. Вопрос 10) - Конституционный статус личности: понятие, элементы, принципы.

Ответ) - 19.Конституционно-правовой статус человека и гражданина в рф: понятие, структура.

Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав, свобод и обязанностей. Особое значение имеют конституционно закреплённые права, свободы и обязанности. Права, свободы и обязанности человека и гражданина зависят от многих правовых факторов, они закрепляются и конкретизируются в законах, относящихся к различным отраслям права.

Система основ правового статуса личности включает в себя следующие элементы. - Общие принципы статуса личности. Они отражают наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, основы их взаимоотношений:

- Нормы, определяющие принадлежность к государству и регулирующие отношения по поводу гражданства. Гражданство выступает необходимым условием полной правоспособности лица;

- Основные права, свободы и обязанности, которые составляют неотъемлемое свойство его правоспособности;

- Гарантии и ограничения прав и свобод.

Значимость института основ правового статуса личности в системе конституционного права России подтверждается тем, что в Конституции его нормы следуют за нормами, закрепляющих основы конституционного строя. Основы правового статуса человека и гражданина обусловлены принципами устройства общества, основами конституционного строя.

Наши рекомендации