Истема государственного управлениЯ
‘истема государственного управлениЯ включает в себЯ субъект государственного управлениЯ, объект государственного управлениЯ и свЯзи между ними. ђассмотрим все элементы системы последовательно.
Убъект государственного управлениЯ.
„лЯ уточнениЯ пониманиЯ термина скажем, что в государственном управлении термин ЗсубъектИ используетсЯ длЯ определениЯ:
1) субъекта политики Р это носитель государственной власти;
2) субъекта государственного управлениЯ Р это орган государственного управлениЯ, наделенный законными полномочиЯми осуществлЯть власть и непосредственно управлЯть общественными процессами и деЯтельностью государства, несущий ответственность перед государством и независимый в пределах своей компетенции (в своих действиЯх орган государственного управлениЯ ответственен перед субъектом политики).
3) субъекта должностных функций, т.е. лица, занимающего государственную должность или должность государственной службы
Џод субъектом государственного управлениЯ будем понимать социальнаую общность, выполнЯющую функцию руководства и воздействующую на объект с целью перевода его в новом состоЯнии.
Џризнаки субъекта государственного управлениЯ:
1) он выражает интересы определенной социальной общности (субъекта политики);
2) субъект задает цели управлениЯ, определЯет функции, выстраивает систему задач управлениЯ;
3) системнаЯ организациЯ субъекта, состоЯщаЯ в выделении уровней государственного управлениЯ:
· органы государственного управлениЯ;
· структурные подразделениЯ органов государственного управлениЯ;
· государственные служащие.
4) субъект существует в форме органа государственного управлениЯ, который может представлЯть собой:
· органы исполнительной власти;
· управленческие подразделениЯ органов иных отраслей власти;
· администрации государственных учреждений.
Ќаиболее часто встречающейсЯ формой существованиЯ субъекта государственного управлениЯ ЯвлЯетсЯ орган исполнительной власти. ’аким образом, посредством деЯтельности субъекта, реализуютсЯ функции исполнительной власти: исполнение законов, правозащита, социально-экономическаЯ функциЯ; обеспечение законности.
Џри этом, исполнительнаЯ власть и государственное управление представлЯют собой разные правовые категории.
€сполнительнаЯ власть Р это политико-правоваЯ категориЯ.
ѓосударственное управление Р организационно правоваЯ категориЯ.
€х соотношение можно провести следующим образом:
ѓосударственное управление шире исполнительной власти, так как органы государственного управлениЯ присутствуют во всех ветвЯх власти.
ѓосударственное управление есть способ существованиЯ исполнительной власти.
€сполнительнаЯ власть определЯет характер и объем полномочий в государственном управлении, т. е. способы, основаниЯ и пределы воздействиЯ на объект государственного управлениЯ.
Бъект государственного управлениЯ.
Ћбъект государственного управлениЯ Р это социальнаЯ общность, функционирующаЯ под руководством субъекта длЯ достижений целей управлениЯ.
Џризнаки объекта государственного управлениЯ:
1) возможность саморегулЯции;
2) право на обратную свЯзь (обратнаЯ свЯзь есть воздействие объекта на субъект);
3) общность целей субъекта и объекта;
4) мутационность Р это способность объекта изменЯтьсЯ под влиЯнием субъекта.
Ћбъектами государственного управлениЯ могут ЯвлЯтьсЯ: физические лица, юридические лица, коллективы граждан, органы государства и местного самоуправлениЯ, общие объекты (экономика, безопасность и т.д.).