Основные направления развития системы права и системы законодательства.
Предмет и метод правового регулирования как основания формирования системы права. Публичное и частное право.
Отрасль права. Институт права.
4. Система законодательства: понятие, структура и соотношение с системой права.
Основные направления развития системы права и системы законодательства.
Вопрос о системе права стал предметом широких дискуссий в1938-1940, 1956-1958 и в 1982 г.г.[1]
Показателен тот факт, что в 2001 г. в Московской государственной юридической академии состоялась широкая дискуссия о системе права (которую называют 4-ой дискуссией о системе права, продолжающей традиции трех советских дискуссий), в апреле 2010 г. в МГЮА им. О.Е. Кутафина на кафедре теории государства и права был проведен «круглый стол» по проблемам системы права, а 19-20 апреля 2010 г. в Российской академии правосудия состоялась V международная научная конференция на тему: «Система права в Российской Федерации: проблемы теории и практики».
При изучении темы «Сущность права» был сделан вывод о том, что объективное (позитивное) право – это не просто механическая, хаотическая совокупность правовых норм, а определенная внутренне согласованная система.
ТГП, являясь методологической основой для других юридических наук, при раскрытии вопроса о системе права, использует категории, выработанные философией. Комплексный анализ категории «система» был предпринят А.Н. Аверьяновым[2], который считал, что под системой понимается определенная совокупность взаимодействующих элементов. Элемент – это составная часть целого, а познание системного целого зависит от знания его частей.[3] Следовательно, общая теория системы является методологической основой исследования системы права, принципов её построения. Уяснить сущность категорий «система права», «система законодательства» – значит, установить их составляющие элементы, взаимосвязь этих элементов, способ организации в процессе создания и развития.
– 1 –
Систему права следует отличать от правовой системы, которая является более широким по своему содержанию понятием.
Правовая система – это совокупность взаимосвязанных юридических явлений, которые обусловлены объективными закономерностями развития общества и государства. Она охватывает институциональную структуру права (систему права) и отдельные компоненты правовой жизни общества. В правовую систему входят:
Ø правовые нормы и принципы;
Ø правовое поведение;
Ø юридическая практика;
Ø правовая идеология, правосознание;
Ø правовая культура;
Ø законность;
Ø правопорядок;
Ø само право;
Ø законодательство;
Ø правовая политика;
Ø реализация и толкование правовых норм;
Ø правосубъектность и правовой статус.
Система права – это его внутреннее строение; объективно обусловленная внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Черты системы права:
1. Существует объективно. Такой подход сложился в юридической науке в 40-х годах ХХ века и господствовал почти до 1980 г. (Л.С. Явич). Объективность системы права выражается в том, что она формируется в зависимости от развития и постепенного усложнения общественных отношений. Она не является результатом произвольного усмотрения законодателя. Государство лишь придает форму уже сложившейся системе права. Однако в настоящее время появилась точка зрения, что, несмотря на объективность существования данной категории, не следует принижать роль законодателя в её формировании (Н.Н. Вопленко).
2. Единство и взаимосвязь правовых норм, из которых она состоит. При принятии нормативно-правового акта законодатель обязан не нарушать целостность правовых предписаний, нормы должны быть согласованы между собой. Кроме того, единство системы права проявляется также в следующем:
· право основано на единых общечеловеческих принципах гуманизма и справедливости;
· право охраняется государством и предусматривает возможность государственного воздействия вплоть до принуждения;
· право обусловлено условиями жизни общества (материальными, социальными, культурными, идеологическими), для которых характерно относительное единство.
3. Её структурные элементы не одинаковы по объёму и содержанию и располагают нормативный материал в определенной последовательности (структурное разнообразие).
Структурные элементы системы права:
- Норма права – первичный компонент, «кирпичик» системы права (С.С. Алексеев).
- Институт права.
- Подотрасль права – необязательный компонент, присутствует только в крупных отраслях права.
- Отрасль права.
Отдельные авторы включают сюда также и принципы отрасли права.[4]
– 2 –
Предмет и метод правового регулирования.
Традиционно в общей теории права критериями деления системы права на отрасли считаются предмет правового регулирования (главный, основной, материальный критерий) и метод правового регулирования (дополнительный, производный, юридический критерий). Однако существуют и иные подходы. Так, по мнению отдельных учёных, достаточно только одного критерия:
Ø предмета правового регулирования (Генкин Д.М., Вильнянский С.И.);
Ø метода правового регулирования (Мешера В.Ф.).
М.Н. Марченко считает, что существуют только два критерия деления на отрасли права: предмет и метод. Причем первый является главным, а второй – вспомогательным.[5]
В конце 70-х годов ХХ века С.С.Алексеев[6] предложил дополнительный критерий – юридический режим, который выражается в особенности правового статуса субъектов права. Такой же точки зрения придерживается В.М. Сырых.[7]
Также к этим критериям относят: логическую структуру правовой нормы, разновидность санкций, наличие института юридической ответственности (Павлов И.В.).
Предмет правового регулирования – это совокупность качественно однородных общественных отношений, урегулированных с помощью норм права. Отвечает на вопрос «ЧТО?». Например, административное право регулирует управленческие отношения, гражданское право – имущественные отношения, трудовое – трудовые отношения между работодателем и работником и т.д.
Объективное содержание и специфика соответствующих общественных отношений являются независимыми от законодателя. Структура предмета правового регулирования включает в себя:
ü субъектов (индивидуальных и коллективных);
ü их поведение (действия, деятельность);
ü объекты – предметы и явления окружающего мира, по поводу которых субъекты вступают во взаимосвязь;
ü социальные факты (обстоятельства), которые служат основаниями возникновения или прекращения правоотношений.
Метод правового регулирования – это совокупность приёмов и способов воздействия права на общественные отношения. Отвечает на вопрос «КАК?». Например, в гражданском праве действует метод диспозитивности, т.е. юридического равенства сторон; в административном праве – метод власти и подчинения (императивный метод) – юридическое неравенство сторон.
Отличие в методах правового регулирования проявляется в объеме правовых возможностей субъектов. Указанные выше первичные методы конкретизируются и могут проявляться в разных сочетаниях, обычно с преобладанием одного из них (например, метод материального и морального поощрения в трудовом праве, метод рекомендаций в предпринимательском, корпоративном праве и т.п.).
В отличие от предмета, метод может формироваться под воздействием законодателя, который может избрать собственные средства воздействия на объективно сложившиеся общественные отношения.
Метод правового регулирования характеризуется следующими основными признаками:
- Характер правового положения участников регулируемых отношений. Например, характер правового положения участников гражданского оборота отличается наличием между ними отношений юридического равенства. Субъекты гражданского права являются независимыми и самостоятельными.
- Особенность возникновения правовых связей между ними. Например, в гражданском праве такие связи возникают на основе договора, который учитывает волю сторон и предоставляет им возможность определять свои отношения по их усмотрению.
- Специфика разрешения конфликтов. Спорные вопросы разрешаются между участниками гражданско-правовых отношений на основе взаимной договоренности, а при её отсутствии – в судебном порядке.
- Особенности мер принудительного воздействия на правонарушителей. Гражданско-правовая ответственность носит имущественный, компенсационный характер.
Публичное и частное право.
Впервые дуализм (двойственность) объективного права, т.е. его деление на публичное и частное, выделил еще древнеримский юрист Ульпиан. Он считал, что публичное право относится к положению государства, а частное – к пользе отдельных лиц. Эта идея была в дальнейшем развита в трудах Монтескье, Гоббса, Гегеля, а также русских правоведов П.И.Новгородцева, Л.И.Петражицкого, Н.М.Коркунова, Г.Ф.Шершеневича. В настоящее время вопрос о критериях деления объективного права на публичное и частное является дискуссионным. Одни ученые видят основу для разграничения в самих возникающих правоотношениях (материальная теория), другие исходят из того, кому принадлежит право на защиту нарушенных прав – человеку или государству (формальная теория).
Публичное право – это совокупность отраслей права, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы общественных отношений, регулирующих устройство и деятельность государства как публичной власти, аппарата государства и его институтов (например, конституционное, административное, уголовное право).
Публичное право регулирует отношения «по вертикали», основано на субординации (власть – подчинение) и использует императивный метод.
Частное право – совокупность отраслей права, которые защищают частные интересы отдельных лиц (гражданское, семейное право). Используется диспозитивный метод: автономия субъектов, равенство сторон, отношения координации («по горизонтали»).
В правовой системе частное и публичное право взаимосвязаны и их разграничение является условным. М.М.Агарков отмечал, что история права дает нам различные примеры комбинаций публично-правового и частно-правового элементов[8]. Так, в частном праве могут присутствовать публичные элементы (например, государственная регистрация юридических лиц), и наоборот (например, институт публичного договора в административном праве). Эта грань условна, что связано с расширением социальной деятельности государства (регулирование цен, здравоохранения).
– 3 –
По мнению Л.Б.Тиуновой, отрасли и институты права следует рассматривать как автономные образования.[9]
Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений специфическим методом правового регулирования.
Признаки отрасли права:
- Целостность – отрасль права является относительно замкнутой, автономной подсистемой правового регулирования. Объединяя в один комплекс правовые институты, отрасль права обеспечивает регулирование и стабильность определенной сферы жизнедеятельности общества.
- Взаимодействие с другими отраслями права. Например: уголовное право – уголовное процессуальное право.
Разным отраслям права присущи различные режимы правового регулирования. Отрасли отличаются спецификой приемов регулирования, действием собственных отраслевых принципов, характером возникновения и реализации отраслевых прав и обязанностей, спецификой санкций. Условиями объективного процесса возникновения той или иной отрасли права выступают степень своеобразия общественных отношений, невозможность их урегулирования с помощью норм иных отраслей права, необходимость применения особого метода правового регулирования и др. Следует учесть, что отрасли права являются исторически уникальными образованиями, они не «придуманы» законодателем, а вызваны к жизни социальными и практическими потребностями, которые законодатель осознает и оформляет.
По мнению Алексеева С.С., различают следующие виды отраслей права:
Институт права – это совокупность относительно обособленных правовых норм, регулирующих определенную группу (вид) общественных отношений внутри отрасли права.
Отрасль права | Институт права |
Конституционное право | - гражданство - избирательное право |
Уголовное право | - преступление - наказание - уголовная ответственность |
Гражданское право | - купля-продажа - наследование - дарение - возмещение вреда |
Трудовое право | - трудовой договор - материальная ответственность - время отдыха и др. |
Виды правовых институтов:
I. По сфере распространения:
1. отраслевые – состоят из норм одной отрасли права (например, наследование);
2. межотраслевые – включают в себя нормы двух или более отраслей права, направленные на регулирование одинаковых общественных отношений (например, институт частной собственности состоит из норм конституционного, гражданского, уголовного иных отраслей права).
II. По функциональной роли:
1. регулятивные (например, институт мены);
2. охранительные (например, институт возбуждения уголовного дела).
Субинститут права – это определенная часть правового института, регулирующая специфическую совокупность общественных отношений в пределах предмета регулирования данного правового института. Например, в гражданском праве:
Институт | Субинститут |
возмещение вреда | возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности |
интеллектуальная собственность | право промышленной собственности |
Родственные институты одной и той же отрасли права образуют подотрасль права.
Подотрасль права – это система однородных, предметно связанных институтов определенной отрасли права.
Отрасль права | Подотрасль права |
Гражданское право | - право собственности - обязательственное право - наследственное право - авторское право |
Экологическое право | - лесное право - водное право - горное право |
Финансовое право | - банковское право - налоговое право |
Конституционное право | - парламентское право - муниципальное право |
В отличие от правовых институтов, подотрасль права – не обязательный компонент каждой отрасли. Подотрасли права имеют место только в больших по объему и по характеру отраслях права. Отрасли права, для которых характерны небольшие объемы нормативного материала, тесная консолидация, компактность (например, процессуальные отрасли), не имеют в своем составе подотраслей права.
– 4 –
Существует две трактовки законодательства: широкая и узкая. Широкая включает не только акты законодательных органов, но и подзаконные акты. Узкая – включает только акты законодательных органов (парламента).
Система законодательства – это упорядоченная совокупность всех нормативно-правовых актов данного государства.
Признаки системы законодательства:
1. Является элементом правовой системы государства.
2. Имеет иерархическое (вертикальное) строение – нормативно-правовые акты размещены в ней в зависимости от их юридической силы, которая определяется местом соответствующего государственного органа в государственном аппарате.
3. Целостность, системность, единая направленность нормативно-правовых актов.
4. Интегративный характер – система законодательства одновременно выступает и юридическим источником права, и формой его существования.
Структура системы законодательства – это внутренняя организация упорядоченных нормативно-правовых актов, которая выражается в их согласовании и делении на отрасли и институты законодательства.
Структура системы законодательства | ||
Отраслевая (горизонтальная) | Субординационная или иерархическая (вертикальная) | Федеративная (вертикальная – в федеративных государствах) |
Деление нормативно-правовых актов по предмету регулирования (например, гражданское, уголовное, административное законодательство и т.п.). | Деление нормативно-правовых актов по юридической силе (законы, подзаконные акты). | Деление нормативно-правовых актов на федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации[10]. |
Отрасли системы законодательства – это объединение нормативно-правовых актов по определенным сферам правового регулирования. Обычно во главе отрасли стоит кодекс.
Основой системы права и юридической базой текущего законодательства выступает Конституция государства. Она определяет сферу общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, устанавливает иерархию нормативно-правовых актов. Конституция занимает приоритетное положение в системе национального законодательства, и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым актам.
Соотношение отрасли права и отрасли законодательства:
1. Отрасль права и отрасль законодательства полностью совпадают (уголовное право).
2. На базе одной отрасли права существует несколько отраслей законодательства (конституционное право – законодательство об информации, о местном самоуправлении; гражданское право – транспортное законодательство, торговое законодательство и т.п.).
3. Предписания одной отрасли законодательства относятся к различным отраслям права (так, законодательство об образовании включает в себя предписания, относящиеся к административному, трудовому, гражданскому праву);
4. Одна отрасль законодательства может включать в себя нормы различных отраслей права (законодательство о природопользовании – конституционное, административное, экологическое, земельное право).
В юридической литературе отмечается, что основой построения отраслей системы законодательства выступает принцип эффективности воздействия права на общественные отношения[11].
Система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. Законодательство может существенно влиять на развитие и формирование права. Так, когда общественные отношения приобретают очевидную юридическую значимость, что проявляется в их повторяемости, они юридически закрепляются в законодательстве и тем самым оформляются в системе права. В отдельных случаях, наоборот, законодательство может содействовать формированию новых отраслей права (например, законодательство, направленное на развитие акционерных обществ, содействовало формированию акционерного права в РФ, и существенно повлияло на гражданское право).
Однако система права и система законодательства – не тождественные понятия. Они выступают как относительно самостоятельные категории, что проявляется в различии их признаков.
Соотношение системы права и системы законодательства:
Система права | Система законодательства |
1. Первичный элемент – норма права. | 1. Первичный элемент – статья нормативно-правового акта. |
2. Складывается из отраслей права, которые имеют свой предмет и метод регулирования. | 2. Складывается из отраслей законодательства, у которых отсутствует метод, а предмет регулирования неоднороден. То есть отрасль законодательства может не совпадать с отраслью права. Например: гражданское право – транспортное законодательство. |
3. Формируется объективно. | 3. Является результатом деятельности управомоченных субъектов, т.е. производна от деятельности законодателя. |
4. Имеет только отраслевое (горизонтальное) строение. | 4. Имеет иерархическое (вертикальное) строение. |
5. Может существовать до законодательства (например, за счет обычаев) и вне законодательства (например, естественные права человека, правовой прецедент, обычай, договор). | 5. Не существует без объективного права, является главной формой его выражения. |
Таким образом, система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма.
– 5 –
Выделяют следующие основные направления (тенденции) развития системы права
и системы законодательства:
1. общие – характерны для права в целом;
2. тенденции развития системы права;
3. тенденции совершенствования законодательства.
К общим тенденциям относятся:
· гуманизация права – создание такой правовой системы, где центральное место отводится личности, ее правам и свободам;
· переход от императивного к диспозитивному методу правового регулирования;
· преобладание общедозволительного типа правового регулирования (разрешено все, что не запрещено) в частноправовой сфере;
· децентрализация правового регулирования (стимулирование развития органов местного самоуправления, повышение роли договоров в правовом регулировании);
· имплементация общепризнанных принципов и норм международного права в законодательство РФ.
К тенденциям развития системы права можно отнести:
Ø постепенное накопление нормативного материала и распределение его по институтам и отраслям – образование новых институтов и отраслей права ( например, спортивное, медицинское, муниципальное, образовательное право), а также вычленение их из уже существующих отраслей (семейное право);
Ø образование комплексных структурных объединений правовых норм, что обусловлено комплексным предметом и методом правового регулирования (например, аграрное, экологическое право).
Тенденции совершенствования законодательства включают в себя:
1. Приведение законодательства в соответствие с Конституцией РФ, отмена устаревших и неэффективных правовых актов.
2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства (страхового, транспортного, медицинского и др.), что позволит более эффективно решать экономические и социальные вопросы.
В целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов в РФ был принят Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» (с изм. и доп. от 19.06. 2003 г., 18.01. 2010 г.)[12]
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что законодательство – это особый инструмент в любом цивилизованном обществе, а не простой элемент политики или набор протоколов текущих управленческих решений, и стратегия его развития – это искусство планирования и реализации эффективной нормотворческой деятельности.
Список использованной литературы:
- Алексеев С.С. Теория права. – М.: «Бек», 1993, С. 86-117.
- Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998.№2.-С.22-27.
- Поленина, С. В.Комплексные правовые институты и становление новых отраслей права // Правоведение. 1975. № 3. - С. 71- 79
- Система права в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Сборник научных статей. Материалы V ежегодной международной научной конференции, 19-20 апреля 2010 г. / отв. ред. В.М.Сырых, С.А.Рубаник. М.: РАП, 2011.
- Теория государства и права /под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. – М.: «Инфра-М-Норма», 1997, С. 314-320.
- Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. Н. Корнева. - М.: РАП, 2013, С.232-245
7. Тиунова Л.Б.Система правовых норм и отраслевое подразделение объективного права // Правоведение.1987. № 4
[1] В ходе первой дискуссии (1939-1940 г.г.) был выработан один основной критерий деления права по отраслям - предмет правового регулирования. Вторая дискуссия (1956-1958 г.г.) утвердила метод правового регулирования в качестве дополнительного к предмету критерия деления права на отрасли. В третьей дискуссии (1982 г.) одни исследователи (В.Д. Сорокин, В.В. Лаптев, В.П. Шахманов) предлагали отказаться от метода правового регулирования. Другие (Т.Е. Абова, В.Н. Кудрявцев) считали, что следует отказаться не только от метода, но и от предмета правового регулирования. По мнению третьей группы ученых (Р.З. Лившиц, Ц.А. Ямпольская), надо отказаться от отрасли права и перейти к отрасли законодательства. Несмотря на противоречивые взгляды, большинство ученых признало предмет - основным, а метод - дополнительным критериями деления права на отрасли.
[2] См: А.Н.Аверьянов Система: философская категория и реальность. – М., 1976
[3] Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права) - М., 2001, С.267
[4] В.Ф.Яковлев К проблеме гражданско-правового метода регулирования общественных отношений //Антология уральской цивилистики 1925-1989. – М., 2001
[5] Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: «Зерцало». М., 2001. С. 443
[6] Алексеев С.С. Отрасли права: проблемы, исходные положения //Советское государство и право. 1979. № 9
[7] См: Сырых В.М. Проблемы теории государства и права. М.: РАП, 2008. С. 277
[8] См: Агарков М.М.Ценность частного права //Правоведение – 1992 - № 1
[9] Тиунова Л.Б.Система правовых норм и отраслевое подразделение объективного права //Правоведение – 1987 - № 4
[10] См: Классификатор правовых актов: одобрен Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 № 1129)
[11] Васильев Ю.С., Евтеев М.П. Кодификация и систематизация законодательства //Сов. государство и право – 1971 - № 9.
[12] Собрание законодательства РФ от 14.08. 2000 г., № 33, ст. 3356