Место дисциплины (модуля) в структуре ооп впо
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ
Направление подготовки: 030900.62 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр»
Разработана
В соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Г. Кострома 2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Курс «Правоохранительные органы» относится к профессиональному циклу, его вариативной части и разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке бакалавра по направлению «030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ».
В данном курсе рассматриваются такие вопросы, как система правоохранительных органов России, структура каждого правоохранительного органа, состав, основные функции и полномочия, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя, оперативного сотрудника, подробно освещаются понятия «судебная власть», «судебная инстанция», «прокурорский надзор».
Главная цель дисциплиныспособствовать профессиональному становлению специалиста-юриста во всех сферах правоприменения; выработать у будущих бакалавров систему знаний о правоохранительной деятельности, об основах организации и деятельности судебной системы Российской Федерации, правоохранительных органов и организаций.
Задачикурса «Правоохранительные органы»:
· наделить студентов четким и ясным представлением о системе и организации деятельности правоохранительных органов, их роли в обеспечении законности и правопорядка в демократическом государстве;
· обучить студентов знаниям об устройстве правоохранительных органов, их организации, как в отдельности, так и в качестве единой системы, взаимодействии между собой и с другими структурами государства и гражданского общества, специфических задачах, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для осуществления этих задач;
· выработать у студентов навыки самостоятельного применения юридических норм, направленных на соблюдение законности в деятельности правоохранительных органов и решение ими проблем борьбы с преступностью и предупреждения правонарушений.
В результате изучения курса «Правоохранительные органы» студенты должны знать:
· основные понятия, предмет и систему дисциплины, законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах;
· направления и методы взаимодействия правоохранительных с другими органами;
· содержание судебной власти и системы органов, осуществляющих ее; демократические принципы правосудия;
· основные звенья общих, военных и арбитражных судов; статус судей и присяжных заседателей;
· основные этапы развития российской судебной системы;
· основы организационного обеспечения деятельности судов, органов юстиции, прокурорского надзора и органов прокуратуры;
· основы организации выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
должны уметь:
· толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
· обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов и институтов гражданского общества;
· юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, относящиеся к деятельности правоохранительных органов;
· разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам правоохранительной деятельности;
· вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Правоохранительные органы» относится к профессиональному циклу, его вариативной части. Изучение происходит в 1 семестре.
Ее изучение предваряет переход студентов к освоению основных отраслей права, таких, как уголовное право, уголовный процесс, гражданское право, гражданский процесс, тесно связан с учебными дисциплинами, изучающими данные отрасли права, основывается на обширной законодательной базе, материалах судебной и прокурорско-следственной практики, теоретических трудах отечественных и зарубежных специалистов в данной области.
Успешное овладение предметом возможно при условии положительного освоения ряда дисциплин изучаемых студентом параллельно с курсом «Правоохранительные органы».
Гуманитарный, социальный и экономический цикл:
- логика формирует и систематизирует принципы, методы, средства функционирования и регулирования интеллектуальной деятельности, навыки логического анализа рассуждений, производимых как в письменной, так и в устной речи;
- введение в специальность, организующая дисциплина, дает целостное представление о системе подготовки по избранному направлению подготовки, методические установки для дальнейшего освоения профессии, помогает выделить общие и частные задачи обучения.
Профессиональный цикл:
- теория государства и права изучает сущность и генезис права и государства. Как фундаментальная наука и учебная дисциплина является основой для отраслевых юридических дисциплин. Отсюда огромное значение её категорий и понятий, без усвоения которых невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве;
- история отечественного государства и права и история государства и права зарубежных стран раскрывают основные этапы развития государства и права, основные источники права на различных исторических этапах развития российского государства и зарубежных стран.
Все указанные знания являются необходимой базой для овладения студентами знаний об основных понятиях, предмете курса и системе правоохранительных органов, их структуре, функциях и задачах.
Кроме того, в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей) обучающиеся должны:
Знать:
- предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;
- мировоззренческие и методологические основы юридического мышления;
- основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
- сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;
- основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере;
- методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;
- природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;
- механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
- основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;
Уметь:
- применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности;
- находить эффективные организационно-управленческие решения;
- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;
- применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений;
- планировать и деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений.
Владеть:
- навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий;
- навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.