В профилактике правонарушений
Доцент кафедры «Политологии и права» КазЭУ
РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ ПРИМЕНЯЕМЫХ ОВД
В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Административно-правовыми мерами достигается непосредственный предупредительный эффект как в индивидуальном, так и в общепревен-тимном смысле. В частности, применение административных санкций способствует воспитанию в людях уважения к закону и обеспечивает его соблюдение в тех сферах, где сохраняются негативные явления, определяющие формирование личности правонарушителя и развития противоправного поведения.
Нарушение административно-правовых норм влечет за собой юридическую ответственность. Которая всегда выступает в качестве государственного принуждения, наказания виновного и выражается в применении к нему санкций правовых норм; всегда сопровождается государственным и общественным осуждением порицанием деяния и личности правонарушителя; связана с отрицательными для правонарушителя последствиями.
Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях определен достаточно широкий круг субъектов, обладающих административно - юрисдикционными полномочиями. Среди множества субъектов особое место занимают органы внутренних дел, во-первых согласно ч. 1 ст. 636 по 52 составам административного правонарушения имеют право составлять протокола об административном правонарушений и согласно 36 главы принимают меры по обеспечению производства по делу, во-вторых согласно ст. 543 уполномочены рассматривать и разрешать по 66 составам дела об административных правонарушениях, в-третьих, как уполномоченные органы осуществляют производство по исполнению постановлений о наложений административных взысканий.
Согласно Указа Президента Республики Казахстан «Об органах внутренних дел» сотрудникам полиции предоставлено полномочия по реагированию на все виды правонарушений, в соответствии с данным Указом основными задачами которых является: «предупреждение преступлений и административных правонарушений, их выявление и пресечение; осуществление дознания и административного производства; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий».
Административно - правовое воздействия применяемые на личность, как средство профилактики преступлений и административных правонарушений, в виде предупреждении, штрафа, конфискации, лишение лицензии или разрешения, лишение специального права, снос самовольно построенных зданий, административное выдворение из Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства, а в некоторых случаях временное ограничение его свободы, то есть административное задержание, административный арест делает невозможным в дальнейшем развивать свое антиобщественное поведение и совершать новые противоправные проступки.
Применение административных санкции имеет воспитательное воздействие на сознание правонарушителя (создание представлении о неотвратимости наказания, осуждения обществом тех или иных форм поведения), при этом у него возникают элементы страха ответственности, которые формируются в результате наложения конкретных взыскании. Нельзя, не согласиться с мнениями Л. Л. Попова и А. П. Шергина которые отмечали, что «ограничения и лишения связанные с применением этих санкции, без-
условно, оказывает поспи тигельной воздействие па правонарушителей, заставляют задуматься над споим поведением и добросовестно выполнять правовые предписания».
При применении мер административной ответственности в профилактических целях важно, чтобы правонарушитель испытал моральную изоляцию и осуждение в обществе, были неприемлемы дня значительного числа граждан.
Административные санкции применяются к правонарушителям, личность которых по сравнению е преступниками не достигает той степени общественной опасности, при которой начинают работать нормы уголовного права.
В части 1 ст. 44 Кодекса Республики Казахстан об административных
правонарушениях говорится, что «Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение».
Административные взыскания, по мнению Л. Л. Попова и А. П. Шерги-на, преследуют три конкретных цепей: воспитательную, частнопредупре-дительную и общепредупредигельпую. При этом частнопредупредительная цель направлена на предупреждение рецидива административных проступков, а общепредупредительиая на превенцию административных
правонарушений в целом. Не отрицая мнения данных авторов, мы полагаем, что цели административной профилактики гораздо шире и выходят за рамки общей превенции. Так как, применение взысканий создает предупредительный эффект в борьбе и с преступностью.
На наш взгляд, применение мер административного взыскания в отно-шении лиц допускающих правонарушения в сфере общественного порядка и быта имеет большое криминологическое значение, так как, значительная часть данных правонарушителей совершают насильственные преступления.
Безусловно преимуществом административного воздействия на сознание правонарушителя, на наш взгляд, прежде всего является быстрый эффект самого процесса воздействия, что создает у них представление о неот-вратимости наказания за противоправное поведение и немедленном наступлении его последствии.
Как уже нами отмечалось, административные взыскания, применяются в целях воспитания правонарушителя. За вред, причиненный общественным отношениям, но вместе с тем все виды административных взысканий в сво-
ем отражении содержит элементы государственного принуждения в виде
кары.
I) свою очереди карательная функция административных наказаний необходима, прежде всего, дня достижения социальной справедливости в обществе.
Карательные пименты административных изысканий могут оказаться
недостаточно эффективными, если организационное обеспечение, порядок наложения и исполнения административных санкции не получат максимально возможной воспитательной направленности. При применении норм должны преследоваться не только цель воспитания лиц, их совершивших, но и цели общей превенции, ориентированные па всех других граждан.
Применение мер административных взысканий у разных категории нарушителей, вызывает разные осмысления последствии, для многих граждан сам факт попадания в сферу внимания правоохранительных органов имеет большое значение, заставляет их подходить к оценке жизненных ситуаций
и выбору форм своего поведения, поэтому выбор конкретных форм административно-правового воздействия, разработка мер административного взыскания должны основываться на уяснении механизмов их проявления, оценки и учета в сознании правонарушителя.
Таким образом органы внутренних дел имеют реальные возможности влиять на состояние борьбы с административными правонарушениями, а с учетом взаимообусловленности различных форм противоправного поведе-ния и на развитие криминогенной обстановки. Другими словами, административные взыскания применяемые в деятельности органов внутренних дел может рассматриваться в качестве средства профилактики правонарушений.
Список использованной литературы
1. Кодекс Республики Казахстан «Об административных право-нарушениях». Алматы. 2008г.
2. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «Об органах внутренних дел» от 21 декабря 1995.
3. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. Учебник. -М. Изд. «Шмит-М». 1998г.
4. Гилагин И.А. Теоретические проблемы административной ответственности по советскому праву. Автореферат дис. д-ра ю.наук.-М.1975г.
5. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление, гражданин, ответственность. -М. Юр. лит-ра, 1975г.
6. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно- правовые средства его укрепления.- М.1975г.