Объем дисциплины и виды учебной работы
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
(г. КРАСНОДАР)
Кафедра административного и финансового права
Таран О. А., Волкова В. В., Штатина М.А.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
Для студентов очной формы обучения
Направление подготовки 030900 Юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Краснодар
Г.
УДК
ББК
Рецензент
Н.Ю. Ембулаева, доцент кафедры теории государства и права ФГБОУ ВПО КубГАУ, канд. юридических наук
Таран Ольга Александровна.
Административное право: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, направление подготовки 030900 Юриспруденция/ О.А. Таран, В.В. Волкова В.В., М.А. Штатина; СКФ ФГБОУВПО «РАП». – Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2013. – 163 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 – Юриспруденция; квалификация (степень) – «бакалавр»
Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» г. Краснодар (протокол № 7 от 20 ноября 2013 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Северо-Кавказского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 5 от 24 декабря 2013 г.).
УДК
ББК
© СКФ ФГБОУ «РАП», 2013.
© Таран О.А., 2013. © Волкова В.В., 2013.
© Штатина М.А., 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………... 9
Тематический план ……………………………………………………………..10
Программа курса…………………………………………………………………12
Планы семинарских (практически) занятий …………………………………. 37
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя….... 140
Примеры для выполнения контрольных заданий. Критерии оценки контрольного задания …………………………………………………………144
Примерная тематика курсовых работ ……………………………………… 148
Литература……………………………………………………………………149
Вопросы для подготовки к экзамену ………………………………………159
ВВЕДЕНИЕ
Административное право является одной из ведущих отраслей права Российской Федерации. Его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами данной отрасли.
Эта отрасль закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих властных полномочий, в отношениях с представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления, определяет систему, структуру, а также принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц. Курс «Административное право» изучается в тесной связи с дисциплинами «Конституционное право», «Теория государства и права», «Трудовое право», «Гражданское процессуальное право».
Изучение курса «Административное право» в высших юридических учебных заведениях России предусмотрено государственным образовательным стандартом.
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (Далее - ООП):
Дисциплина «Административное право» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
2. Цели и задачи дисциплины:
Цель:
- освоение обучающимися теоретического и нормативного содержания дисциплины, в рамках ее предметной области (наиболее важные правоотношения, закладывающие основы функционирования государства и общества, а также формирование на основе этих знаний, соответствующих умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности).
Задачи:
- формирование понимания студентами роли административного права в правовой системе РФ;
- уяснение основных проблем дисциплины, содержания основных административно-правовых институтов;
- приобретение навыков правильно понимать и толковать законы и нормативные правовые акты, использовать теоретические знания на практике.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
– способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
– обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
– имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
– стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
– способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
– способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
– способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
– способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
– владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
– владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
– способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
– способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
– способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
– способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
– способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
– способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
– владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
– готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
– способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
– способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
– способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
– способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
– готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
– способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
– способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
– способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
– способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
– способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате изучения дисциплины «Административное право»
обучающийся должен:
Знать:
- основные принципы и понятия науки административного права, а также специальную терминологию, применяемую в административном законодательстве;
- понятие административного права, предмет и метод административно-правового регулирования;
- структуру и систему административного права;
- административно-правовой статус субъектов административного права;
- административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти;
- виды административных правонарушений;
- понятие и основные черты административной ответственности;
- способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти;
- организацию государственного управления
уметь:
-правильно применять и толковать нормы административного права;
-определять административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти;
-анализировать и решать юридические проблемы в сфере административных правоотношений.
Владеть(быть в состоянии продемонстрировать):
– юридической терминологией;
– навыками работы с правовыми актами;
– навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
– анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы | Количество часов в соответствии с учебным планом |
очная форма обучения | |
Общая трудоемкость (максимальная нагрузка) | 360 (10 з.е.) |
В т.ч. аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Самостоятельная работа, НИРС | |
Вид итогового контроля (экзамен) | Экзамен (4 сем) |
Семестры | 3,4 |
Тематический план
(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)