Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии предварительного расследования по уголовным делам и административного расследования

Форма деятельности любого органа государственной власти явля- . ется объективированным выражением выполняемых им функций.

В целом таможенные органы осуществляют правоохранительную и финансовую деятельность. Правоохранительная сторона их работы исходит из самой природы функций и полномочий этих органой. Вся Деятельность таможенных органов так или иначе связана с охраной государственных интересов, направлена на сохранение стабильности И обеспечение бесперебойности функционирования всей таможенно-правовой системы; поэтому данная форма деятельности проявляется в осуществлении таких полномочий, как таможенный и валютный контроль, таможенное оформление, и др< Вместе с тем

правоохранительная направленность деятельности таможенных органов наиболее ярко проявляется в процессе применения должностными лицами мер принудительного характера, в том. числе мер ответственности за нарушение таможенного законодательства. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях наделяет должностных лиц таможенных органов правом составлять протоколы об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушениях таможенных правил) и в случае обнаружения иных правонарушений (ст. 28.3), рассматривать дела о нарушении таможенных правил (ст. 23.8), применять различные меры административного принуждения (гл. 27).

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. 6 ст. 13) относит таможенные органы к числу субъектов оперативно-розыскной деятельности, определяет ее характер и содержание, а Уголовно-процессуальный кодекс РФ, помимо этого, причисляет их также к органам дознания. Дознание и предварительное следствие составляют содержание института предварительного расследования, которое представляет собой деятельность органов дознания и следствия по сбору, оценке и проверке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для разбирательства уголовно наказуемого деяния.

Предварительное расследование в таможенной сфере производится в той или иной форме по делам о: контрабанде ,незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК); невозвращении на территорию предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК); невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК); уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК).

Таможенные органы возбуждают уголовные дела, квалифицируемые в соответствии с названными статьями Уголовного кодекса РФ, только с согласия прокурора. Далее осуществляется дознание либо производятся неотложные следственные действия.

Дознание как форма предварительного расследования осуществляется по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (ч. 1 ст. 188, ст. 194 УК). Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на десять суток (ч. 2 ст. 223 УПК). По окончании дознания все материалы уголовного дела с обвинительным актом направляются прокурору, который в течение двух суток принимает одно из возможных решений: об утверждении обвинительного акта и направлении дела в суд; о возвращении дела в орган дознания для производства дополнительного дознания (сроком до десяти суток) либо пересоставления обвинительного акта (в течение трех суток); о прекращении уголовного дела; о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия (ст.

225—226 УПК).

В целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, подразделения дознания таможенных органов проводят неотложные следственные действия после возбуждения уголовного' деДа, по которому производство предварительного следствия обязательно (ч. 2—4 ст. 189, 190, 193 УК). После производства неотложных следственных действий и не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела таможенный орган направляет все материалы прокурору, который решает вопрос о подследственности. Общий срок предварительного следствия составляет два месяца со дня возбуждения уголовного дела. Порядок продления и приостановления такого срока закреплен ст. 162 УПК.

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов — особый вид правоохранительной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов, уполномоченных на то федеральным законодательством, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Особенность оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой таможенными органами, заключается в том, что она направлена на выявление лиц, совершивших преступные посягательства, производство дознания по которым возлагается на таможенные органы. Одним из направлений деятельности любого субъекта этой деятельности, в том числе таможенных органов, является обеспечение собственной безопасности.

Правовыми основаниями осуществления оперативно-розыскной деятельности для таможенных органов являются: Конституция РФ, Закон об оперативно-розыскной деятельности, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, п. 5 ст. 408 и гл. 42 ТК. Она базируется на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы, осуществляющие оперативно-ррзыскную деятельность, решают определенные законодательством задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Оперативно-розыскная деятельность проводится с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установ- ления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; розыска лиц, скрывающихся от правосудия; добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными сведения о противоправном деянии, а также о лицах, скрывающихся от правосудия; поручение следователя, органа дознания, указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; запросы других органов — субъектов оперативно-розыскной деятельности; запросы международных и иностранных правоохранительных органов и организаций.

Таможенными органами проводятся такие оперативно-розыскные мероприятия, как опрос граждан, наведение сдравок, сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; контролируемая поставка и др.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков, средств и психотропных веществ в порядке и в пределах соответствующих полномочий, определяемых межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность30.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации физическими и юридическими лицами, не уполномоченными на то федеральным законом.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством РФ31.

Любая информация, полученная в ходе такой деятельности, не обладает силой доказательств. Однако она может быть использована в ходе подготовки к следствию и в процессе его осуществления, а также в процессе проведения иных оперативно-розыскных мероприятий (например, по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений).

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями Уголовнопроцессуального кодекса РФ. Представление результатов оперативнорозыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя таможенно го оргайа в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами32.

Особое место в оперативно-розыскной деятельности таможенных органов занимает такая ее разновидность, как контролируемые поставки. Заметим, что данное мероприятие наиболее характерно именно для оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а потому правовое основание и порядок его осуществления предусмотрены также в Таможенном кодексе. Метод контролируемой поставки предусматривается не только внутренним законодательством, но и международными договорами33 и соглашениями. Например, возможность использования такого метода в таможенной сфере предусмотрена в ст. 7 Соглашения стран СНГ от 8 июля 1994 г. о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ34: «Стороны осуществляют согласованные мероприятия и операции по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотиков, включая проведение контролируемых поставок и других аналогичных методов.

Решение о проведении контролируемой поставки принимается в каждом отдельном случае и может, при необходимости, учитывать финансовые договоренности сторон».

Контролируемая поставка осуществляется в соответствии с гл. 42 ТК. Так, согласно ст. 435 ТК контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров.

При перемещении товаров через таможенную границу контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров.

Иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между Федеральной таможенной службой и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, на основании международных договоров или по договоренности с правоохранительными органами иностранных государств уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При проведении контролируемой поставки перемещаемых через таможенную границу товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с российским законодательством, эти товары могут быть полностью или частично изъяты или заменены в порядке, определяемом Правительством РФ. Товары, представляющие повышенную опасность для здоровья людей, окружающей природной среды либо служащие основой для изготовления оружия массового уничтожения, подлежат замене в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Наши рекомендации