Ликвидация юридических лиц

Ликвидация юридического лица является формой прекращения юридических лиц. Проблема ликвидации стала наиболее актуальна именно в последнее время. Особенно это связано с таким видом ликвидации как банкротство[35].

Ежедневно в прессе можно много слышать об этой злободневной проблеме, но она в основном обсуждается с критической точки зрения. Целью данной главы является показать ликвидацию как специфический вид прекращения юридических лиц с его особенностями. Так мы разберем детально стадии ликвидации юридического лица и остановимся на такой важнейшей проблеме как банкротство.

Ликвидация юридического лица – это его прекращение, не влекущее возникновение новых юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В таких случаях к другим лицам переходит имущество, оставшееся после прекращаемого юридического лица, без изменения численности его участников и характера их юридической личности. Поскольку юридическое лицо создавалось для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его ликвидации необходимо завершить имущественные отношения с его участием[36].

Основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:

· Добровольная ликвидация

· Принудительная ликвидация

К добровольной ликвидации мы относим:

а) решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в случаях, предусмотренных в учредительных документах или законе, в частности в связи с истечением срока, на который создана организация;

б) по достижении цели, ради которой организация создана;

в) при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего законодательства, если эти нарушения нельзя устранить.

К принудительной ликвидации относятся:

а) решение суда в случаях осуществления юридическим лицом деятельности без получения лицензии (когда это необходимо) или вообще запрещенной законом;

б) другое грубое нарушение действующего законодательства;

в) при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом деятельностью, противоречащей его уставным целям (пункт 2 статьи 61 ГК РФ);

г) решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора[37]

Участники юридического лица или его орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны немедленно и в письменной форме сообщить об этом органу, зарегистрировавшему его, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации (пункт 2 статьи 62 ГК РФ)[38].

Лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, зарегистрировавшем его, назначает ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С этого момента ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ее основная цель – завершить все юридические связи, которые ликвидируемая организация имела с окружающими лицами.

Чтобы выявить эти связи ликвидационная комиссия обязана поместить в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами (которые не могут быть менее двух месяцев с момента такого объявления). Не ограничиваясь этим, ликвидационная комиссия обязана сама принять меры к выявлению кредиторов, письменно их уведомить о ликвидации; выявить должников ликвидируемой организации и получить с них долг.

По истечению срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, назначением которого является предварительное определение соотношение имущественных активов и пассивов ликвидируемой организации. Он должен содержать сведения о составе имущества организации, о предъявленных его кредиторами требованиях, о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или его органом с согласованию с органом, зарегистрировавшем эту организацию.

Порядок списания денежных средств юридического лица по его долгам предусмотрен статьей 855 ГК РФ и содержит два варианта:

Ø если денежных средств достаточно для оплаты всех долгов, то они оплачиваются по мере их поступления (пункт 1 статьи 855 ГК РФ);

Ø при нехватке денежных средств на счете юридического лица их списание осуществляется в соответствии с очередностью, установленной пункт 2 статьи 855 ГК РФ и включающий в себя шесть очередей[39]

Если юридическое лицо (кроме учреждений) не располагает денежными средствами, необходимыми для удовлетворения всех признанных ликвидационной комиссией требований кредиторов, то закрепленное за юридическим лицом имущество распродается с публичных торгов[40].

Очередность распродажи имущества регламентируется законом. В первую и вторую очереди реализуется имущество, не предназначенное для непосредственного участия в процессе производства; в третью очередь – имущество производственного назначения; в четвертую очередь – имущество, находящееся на законных основаниях во временном владении других лиц. После распродажи имущества осуществляется выплата кредиторам юридического лица его долгов.

Учитывая возможность того, что и после распродажи имущества ликвидируемого юридического лица у него не хватит денег, чтобы расплатиться по всем его долгам, пункт 1 статьи 64 ГК РФ предусмотрел очередность погашения требования кредиторов (которую не следует смешивать с очередностью реализации имущества должника). Она аналогична той очередности, которая предусмотрена в пункт 3 статьи 25 ГК РФ, регулирующем порядок выплаты долгов кредиторам индивидуального предпринимателя, призванного по решению суда банкротом, со следующими особенностями: для осуществления процедуры выплаты долгов юридического лица в определенной очередности не требуется решение суда о признании его банкротом; в отношении имущества юридических лиц, в отличие от имущества граждан-предпринимателей, в законе нет оговорки «…на которое может быть обращено взыскание», то есть в таких случаях может быть обращено на все закрепленное за юридическим лицом имущество[41].

Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссии, удовлетворяется из имущества юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно. Требования кредиторов, отклоненные ликвидационной комиссией (если кредиторы не обжаловали это в суд или суд не удовлетворил их жалобу), а также те требования, которые оказались не удовлетворенными из-за недостатка имущества юридического лица, считаются погашенными.

После окончания расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, содержащий в себе сведения об итоговом имущественном положении ликвидируемой организации. Если при этом у нее осталось какое-либо имущество, то оно по общему правилу передается его учредителям, которые имеют вещные права на это имущество (например, учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий) или обязательные права в отношении этого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества), если иное не предусмотрено нормативными актами или учредительными документами юридического лица (пункт 7 статьи 63 ГК РФ)[42].

На основании вышеизложенного можно составить краткую схему о порядке ликвидации юридических лиц:

1. Учредители или орган, принявший решение о ликвидации назначают ликвидационную комиссию;

2. Ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации, выделяет кредиторскую и дебиторскую задолженность;

3. Ликвидационная комиссия

· составляет промежуточный баланс;

· удовлетворяет требования кредиторов;

· составляет окончательный ликвидационный баланс, который является основанием для исключения юридического лица из государственного лица из государственного реестра юридических лиц[43]

С этого момента деятельность юридического лица считается прекращенной[44].

Как показывает судебная практика, отказ в удовлетворении заявлений о ликвидации связан с особенностями прекращения деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Деятельность КФХ не может быть прекращена по искам налоговых органов о ликвидации в соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ, а также в связи с нарушениями положений статьи 26 Закона «О государственной регистрации юридических лиц».

Так, при рассмотрении дела №А67-2541/03 по заявлению ИМНС №4 о ликвидации КФХ было установлено, что крестьянско-фермерское хозяйство в нарушение статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» не представило в регистрирующий орган сведений, предусмотренных подпункта «а»-«д», «л» пункта 1 статьи 5 названного закона, в связи с чем налоговый орган обратился с заявлением о его ликвидации. Между тем, как указал суд, условия и порядок прекращения деятельности крестьянских фермерских хозяйств предусмотрены законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Статьей 32 указанного закона предусмотрено, что деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях неиспользования земельного участка, решения членов хозяйства о прекращении деятельности, если не остается ни одного члена хозяйства, желающего продолжать деятельность, изъятия земельного участка и в связи с банкротством. Иных оснований прекращения деятельности хозяйства Закон не содержит, а их перечень является исчерпывающим. На этом основании суд в удовлетворении требований налогового органа обоснованно отказал.[45]

Ликвидация является одним из способов прекращения деятельности юридического лица, в связи с чем и возникает много споров в правоприменительной деятельности, касаемо данного вопроса.

Заключение

По окончании моей исследовательской работы, проведя все необходимые научные изучения, руководствуясь обще-научными и частно-научными методами познания, я пришла к следующим выводам:

· использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и, поэтому, является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица;

· законодательством достаточно четко определяются все существующие виды юридических лиц;

· некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью при соблюдении двух условий;

· учредители считаются также собственниками имущества, приобретенного юридическим лицом в процессе деятельности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения);

· в зависимости от формы собственности юридические лица могут подразделяться на государственные, муниципальные и частные;

· в настоящее время государственная регистрация индивидуальных предпринимателем и юридических лиц возложена на местные администрации либо специально созданные органы;

Стоит отметить что действующее законодательство, в части касающейся юридических лиц, несмотря на все изменения – несовершенно и требует детальной доработки.

По-моему мнению, выбранная тема раскрыта благодаря решению поставленных передо мною задач в начале исследования, а именно:

• было определено содержание такого понятия, как «юридическое лицо»;

• осуществлено рассмотрение классификации юридических лиц по действующему гражданскому законодательству.

• пояснён порядок образования и прекращения юридических лиц;

• определено современное гражданско-правовое регулирование юридических лиц;

• выявлены проблемы в правовом регулировании деятельности юридических лиц

Целью настоящей работы было изучение правового регулирования деятельности юридических лиц и практики его применения, что в целом было достигнуто путем анализа действующего законодательства и исследования работ специалистов в данной области. Считаю, что тема, исходя из своей актуальности на сегодняшний день, в рамках гражданского законодательства требует детального разбора и, в некоторых частях, соответствующих изменений, следовательно, перспектива изучения данной темы более подробно представляется возможной в настоящее время.

Список использованной литературы.

Наши рекомендации