Система административного права. Источники АП норм.

Управленческое (административное) право как отрасль права. Административно правовые нормы и административно правовые отношения.

Административное право – самостоятельная отрасль права, которая регулирует особую группу общественных отношений в сфере деятельности исполнительной власти. В теории права принято считать, что отрасль права должна иметь свой предмет и метод правового регулирования.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений в сфере государственного управления.

Административно-правовая норма — это установленное государством и охраняемое от нарушений правило поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.

Структуру административно-правовой нормы составляют гипотеза, диспозиция и санкция.

1. Гипотеза – содержит указания на условия, при которых конкретная норма должна применяться или исполняться. Например, в ст. 10,5 КоАП РБ.

2. Диспозиция – содержит само правило поведения сторон управленческих отношений. Диспозиция содержится во всех АП нормах, это основная часть нормы. Например ст. 17.3 КоАП РБ (распитие спиртных напитков в обществ местах).

3. Санкция – указывает на вид и меру административного, дисциплинарного или морально-общественного воздействия на нарушителя или недобросовестно исполняющего свои обязанности.

По целевому назначению и способу воздействия на людей виды АП:

1. Обязывающие нормы – нормы, которые обязывают субъектов совершать определенные действия. (Наприм, все граждане, достигшие 16лет обязаны иметь паспорт).

2. Запрещающие нормы – предусматривают запрет на совершение определенных действий.

3. Уполномочивающие – предусматривают возможность совершать определенные действия в пределах компетенции по своему усмотрению.

Реализация АП норм:

1. Исполнение АП норм - субъект следует содержащимся в нормах юридическим предписаниям. Лица, которым эти требования адресуются, совершают предусмотренные данной нормой действия, либо воздерживаются от совершения запрещенных ею действий. (Пример: пассажир, едущий в автобусе покупает билет)

2. Применение АП норм – издание индивидуального юрид. акта по конкретному делу. (прим: составление протокола за хулиганство).

АП отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в процессе управления, в которых стороны выступают носителями взаимных юридич. обязанностей и прав.

Субъекты АП отношений должны обладать административной правоспособностью и дееспособностью.

Административная правоспособность – способность приобретать права и обязанности.

Административная дееспособность – это способность реализовать свою управленческую компетенцию.

Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения, а дееспособность – с достижения определенного возраста (в 14 лет – частичная дееспособность, в 18 лет- полная дееспособность).

АП отношения возникают между субъектами на основании юр фактов, под которыми понимаются действия – т.е. активное волеизъявление человека или бездействия, события (не зависят от воли людей) .

Система административного права. Источники АП норм.

Система административного права —это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Административное право состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть включает:

· понятие административного права;

· вопросы предмета, метода и системы административного права;

· административно-правовые нормы и отношения;

· наука административного права;

· субъекты административного права;

· административно-правовой статус гражданина, органов исполнительной власти, государственных служащих; правовые акты управления;

· административное правонарушение и административная ответственность и т.п.

Структура особенной части АП обусловлена отдельными сферами гос управления, выделяют:

· управление экономической сферой, которая, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью, промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, связью, жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;

· управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием, в области науки, в области культуры, в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

· управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны, в области безопасности, внутренними делами, иностранными делами; управление в области юстиции.

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. Имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие правовые нормы, то есть нормативные акты. Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.

Источниками АП права являются:

· Конституция РБ

· Закон РБ «Об органах внутренних дел»

· Декреты, Устава Президента РБ

· Постановления и распоряжения Совета Министров РБ

· Приказы и Инструкции Министров, председателей горкомитетов, руководителей ведомств, предприятий и учреждений.

· Решения и распоряжения Местных Советов и их исполкомов

· Специальные источники: Кодексы, Положения. Уставы.


Наши рекомендации