По результатам независимой антикоррупционной экспертизы
ПРОЕКТ
Заключение
Андреев Павел Геннадьевич – студент 2-го курса магистратуры юридического факультета Московского технологического университета (МИРЭА, МГПУ) по направлению «Судебная власть и судебная деятельность» инициативно провел антикоррупционную экспертизу выборочных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, по результатам которой составлен настоящий проект импровизированного заключения.
Данная экспертиза проведена в рамках изучаемой дисциплины «Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов» (преподаватель МТУ Шеяфетдинова Н.А.).
При проведении экспертизы использовались следующие документы:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями);
3. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с изменениями и дополнениями);
4. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 06.07.2016);
6. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 18.07.2015) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и п. 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проведена антикоррупционная экспертиза ряда положений Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.07.2016), а именно п.1 ст. ст. 10 и п.п. 3 и 4 ст. 26, 29, 32, 35, 49, 50, 57, 72, 116 и 119 ЖК РФ (далее – ЖК РФ).
I. В результате экспертизы установлено, что в Жилищном кодексе Российской Федерации содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «в» части 3 Методики антикоррупционной экспертизы.
Так, в п.1 ст. 10 ЖК РФ следует, что «Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) «…, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;…», между тем, считаю, что в данном варианте согласно п. «в» ч.3 Методики присутствует коррупциогенный фактор, а именно
- возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
- кроме того текстовое закрепление данного положенияв привязке к словам "и другие" и «и иных» является открытым, что позволяет сделать вывод об употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.В связи с чем, такая юридико-лингвистическая неопределенность применяемого в рассматриваемой норме Закона Российской Федерации термина может в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" рассматриваться в качестве коррупциогенного фактора.
II.В результате экспертизы установлено, что в Жилищном кодексе Российской Федерации содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «а» части 3 Методики антикоррупционной экспертизы.
В ч.3 и 4 ст. 26 ЖК РФ.
а) Так, в ч.3 ст. 26 указано, что «Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения).
Данная норма содержит коррупциогенный фактор в соответствии с п. «а» ч. 3 Методики, а именно широты дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц),поскольку не предусматривает сроков передачи (направления) документов в орган, осуществляющий согласование.
Устранить данный коррупциогенный фактор (отсутствие срока принятия решения (совершения действия) субъектом правоприменительной деятельности) возможно путем внесения в текст правового акта соответствующих норм, корректирующих выявленные дефекты:
«Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны в течение одного рабочего дня направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения)».
б) В ч. 4 ст. 26 ЖК РФ указано, что «Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.
Данная норма содержит коррупциогенный фактор, поскольку, имеет место установление неоправданно широкого временного диапазона принятия решения (совершения действия) субъектом правоприменительной деятельности, тем самым указывая на характер исчисления сроков не в пользу заявителя, не смотря на то, что данная норма устанавливает момент начала исчисления сроков. Так как в соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) установлен общий срок рассмотрения обращений граждан (заявителей), который составляет не более 30 дней.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
1. По ст. 10 ЖК РФ привести конкретный перечень федеральных законов и правовых актов, а также сделок, которые порождают жилищные права и обязанности.
2. По ч.3 ст. 26 ЖК РФ указать срок, в течение которого соответствующие органы обязаны направить документы на согласование, а именно «…в течение одного рабочего дня..».
3. По ч.4 ст. 26 ЖК РФ сократить срок принятия решения до 30 дней, изложив в следующей редакции: «…не позднее чем через 30 дней со дня представления…». .
12 ноября 2016 года Студент ______________П.Г.Андреев