Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта не может быть менее 10 рабочих дней

4.6. Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта устанавливается управляющим делами администрации городского округа "Город Калининград" и указывается структурным подразделением администрации городского округа "Город Калининград", осуществляющим подготовку проекта нормативного правового акта при размещении данного проекта на официальном сайте городского округа "Город Калининград" в сети Интернет: http://klgd.ru в разделе "документы/проекты документов".

4.7. Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы исчисляется со дня размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте городского округа "Город Калининград" в сети Интернет: http://klgd.ru в разделе "документы/проекты документов".

Экспертное заключение, составленное по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта администрации городского округа и главы администрации городского округа, носит рекомендательный характер и подлежит рассмотрению исполнителем в течение 10 рабочих дней с момента его получения и регистрации.

4.9. По результатам рассмотрения исполнитель направляет эксперту, аккредитованному Министерством юстиции РФ в области антикоррупционной экспертизы, мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов."

Представленный порядок рассмотрения антикоррупционных заключений независимых экспертов будет соответствовать принципам открытости и публичности процедур обсуждения проекта нормативного правового акта. Кроме того, позволит администрации городского округа повысить транспарентность порядка разработки и принятия нормативных правовых актов.

С учетом изложенного эксперт, уполномоченный на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, рекомендует внести изменения в данный нормативный правовой акт, с учетом приведения норм рассматриваемого нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством о противодействии коррупции, и исключения коррупциогенных факторов, отмеченных в настоящем заключении.

Считаем, что наличие коррупциогенных факторов в тексте рассматриваемого нормативного правового акта может привести к увеличению количества коррупциогенных норм в текстах рассматриваемых нормативных правовых актов впоследствии, что не может говорить об эффективности работы администрации городского округа по устранению коррупциогенных дефектов из муниципальных правовых актов в целом.

В случае непринятия мер по устранению коррупциогенных норм из текста указанного нормативного правового акта эксперт, уполномоченный на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, оставляет за собой право направить результаты независимой антикоррупционной экспертизы в прокуратуру Калининградской области для принятия релевантных мер по устранению коррупционных проявлений из текста нормативного правового акта.

Независимый эксперт,

директор НП "Калининградское региональное

антикоррупционное сообщество экспертов"

Солнцев С.Е.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер, и данное положение вызывает целый ряд вопросов. В утратившем в настоящее время силу Постановлении Правительства РФ от 5 марта 2009 г. N 195 (п. 14) была норма, в соответствии с которой, "в случае несогласия федерального органа исполнительной власти с результатами независимой экспертизы на коррупциогенность, а также с результатами экспертизы на коррупциогенность, проведенной Министерством юстиции РФ, свидетельствующими о наличии в проекте документа, разрабатываемого этим федеральным органом исполнительной власти, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, федеральный орган исполнительной власти вносит указанный проект документа на рассмотрение Президента РФ или в Правительство РФ с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия. К проекту документа, вносимому федеральным органом исполнительной власти - разработчиком проекта документа на рассмотрение Президента РФ или в Правительство РФ, прилагаются все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой экспертизы на коррупциогенность".

В настоящее время в действующем Постановлении Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 эта норма исключена. Данный вопрос остался открытым. Таким образом, антикоррупционные заключения не являются обязательными и не обладают никакими механизмами обеспечения их реализации.

Также следует выделить несколько вопросов, связанных с порядком подготовки заключения независимого эксперта, которые остались не урегулированными на законодательном уровне. Не определено:

- что независимый эксперт должен выявить все коррупциогенные факторы, поэтому вполне допустимо, что один эксперт выявит одни коррупциогенные факторы, а другой - другие;

- что независимая экспертиза должна проводиться только одним экспертом, поэтому возможно проведение комиссионной (или комплексной) независимой антикоррупционной экспертизы с участием нескольких экспертов, аккредитованных на проведение независимой антикоррупционной экспертизы на коррупциогенность;

- порядок разрешения коллизий между различными антикоррупционными заключениями;

- как эксперт сможет доказать факт проведения экспертизы по конкретному акту, если у адресатов - органов власти или должностных лиц, которым направляется на сайт заключение независимого эксперта, отсутствует обязанность проинформировать эксперта о получении заключения;

- решение следующей проблемы: согласно Закону "в случае, если заключение не содержит предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов, то с разработчика снимается обязанность давать мотивированный ответ независимому эксперту по поводу выявленных факторов" <107>. Такое правило может привести к тому, что заключения эксперта даже с выявленными коррупциогенными факторами, но без предложений по их устранению не будут рассматриваться вообще.

--------------------------------

<107> Статья 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609.

Наши рекомендации