Лекция №5,6 (22.10.2009). Тема: «Основные направления деятельности органов прокуратуры».
Виды (направления) деятельности прокуратуры.
В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность органов прокуратуры, выделяют следующие виды прокурорского надзора:
1. Надзор за исполнением законов и за соответствием законам, издаваемых правовых актов;
2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
3. Надзор за исполнением закона, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознаний и предварительное следствие;
4. Надзор за исполнением законов судебными приставами;
5. Надзор за исполнением законов администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Помимо надзора прокуратура осуществляет и иные виды деятельности:
1. Участие в рассмотрении дел судами;
2. Уголовное преследование;
3. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
4. Участие в правотворческой деятельности;
5. Международное сотрудничество.
Отрасль прокурорского надзора – это самостоятельная часть надзора, характеризующаяся спецификой предмета и полномочием прокурора.
Предмет надзора – соблюдение конституции РФ и исполнение законов действующих на территории РФ.
Объекты надзора – федеральные министерства, ведомства, представительные (законодательные) и исполнительные органы гос власти субъектов РФ.
Органы управления коммерческих и не коммерческих организаций.
Данный вид надзора осуществляется в 2-х органах:
1. Надзор за соблюдением конституции и исполнением закона;
2. Надзор за соответствием закона, правовых актов, издаваемых объектами, которые связаны с возникновением;
Закон «О надзора за соблюдением прав и свобод человека»
Предмет отрасли – соблюдение положений конституций, определяющих основные права и свободы граждан и исполнение соответствующим им положение.
Надзор за соблюдением закона органами осуществляющими ОРД.
Предмет:
1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
2. Соблюдение установленного порядка разрешения заявлений о совершенных и готовящихся преступлениях;
3. Соблюдение установленного порядка ОРМ;
4. Соблюдение установленного порядка проведения расследования;
5. Законность принимаемых решений.
Осуществление прокурорского надзора в сфере судопроизводства призвана гарантировать права и свободы не только лицу совершившему общественно опасное деяние, но и потерпевшим в результате совершения преступления, а также вовлеченным в совершение преступлений.
Предмет надзора: исполнение закона о судебных приставов и «о исполнительном производстве».
Объекты – службы судебных приставов.
Значение отрасли определяется необходимостью соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан, задержанных в связи с подозрением совершения преступления, заключенных под стражу, осужденных и отбывающих наказание спецификой деятельности администрации этих органов.
Предмет надзора:
1. Законность нахождения лиц в указанных местах;
2. Соблюдение установленных законодательством прав и обязанностей этих лиц, порядка и условий их содержаний.
3. Законность исполнения наказаний, в том числе не связанных с лишением свободы;
Функции уголовного преследования напрямую связаны с деятельностью по расследованию преступлений.
Участие в рассмотрении дел в суде.
Прокурор участвует во всех видах делопроизводства (уголовном, гражданском, административном, арбитражном и на всех этапах рассмотрения дел судов) и решает задачу опротестовать или нет незаконное или необоснованное решение, определение, постановление, приговор. При этом прокурор действует в 2-х направлениях:
1. Принимает непосредственное участие в рассмотрении дел в качестве равноправного участника стороны судопроизводства;
2. Осуществляет прокурорский надзор за законностью и обоснованностью актов, издаваемых судом.
Пределы надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Без оснований. Нельзя в личное пространство семьи и т.д.
Рассмотрение заявлений и жалоб и иных сообщений о нарушении законности.
Средства реагирования прокурора на нарушения законности.
1. Он передает эту информацию в виде мотивированного постановления в соответствующие органы дознания.
2. Если правонарушение имеет характер административного правонарушения, то прокурор возбуждает производство и передает по подведомственности или передает сообщение о правонарушении и материалы проверки (если таковы есть) в орган или должностному лицу, который полномочный рассматривать и разрешать дела данной категории.
3. В случае нарушений прав и свобод человека и гражданина защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в судах свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан (общественно значимые), либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
4. Предостережение. Направляется руководителем соответствующей организации в случае наличие достоверной информации о готов-ся преступлении.
5. Протест. В случае выявлении формального нарушения закона.
Участие в правотворческой деятельности.
Участие в законодательстве;
Координация деятельности правоох-х органов по борьбе с преступностью.
Координация деятельности по борьбе с преступностью – это согласованная деятельность прав-х органов направленная на разработку, обсуждение и осуществление в рамках компетенции каждого органа, совместных мероприятий по своевременному выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытие преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Задачи координации:
· Повышение эффективности борьбы с преступностью, своевременное выявление, предупреждение, пресечение, расследование и раскрытие преступления.
· Устранение причин и условий, способствующих свершению правонарушений.
· Укрепление законности и правопорядка.
· Обеспечение всестороннего анализа состава преступности, ее структуру и динамику.
· Прогнозирование тенденций развития преступности на основе изучения практики;
· Равенство всех участников координационной деятельности;
· Самостоятельность правоохранительных органов в пределах предоставленных им законов полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведений мероприятий;
· Гласность;
· Ответственность.