Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации.

Институт государственного управления и предпринимательства

Кафедра «Управление общественными отношениями»

Дисциплина«Конституционное право»

Раздел 4 Федеративное устройство России

Тема 9 Конституционные основы федеративного устройства России

Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Национальная и региональная политика в Российской Федерации.

Конституционно-правовое регулирование статуса субъектов Российской Федерации.

Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации.

Конспект лекции

1. Федерация в России прошла длительную эволюцию. До Октябрьской революции 1917 г. Россия была унитарным государством. Территория делилась на 74 губернии и 20 областей. Правами автономии пользовались Финляндия, Прибалтийские республики и Польша.

До революции отвергалась федеративная модель госустройства России.

Федерализм вначале отвергался и большевиками. Считалось, что он ослабит единство экономических связей. Но после революции и отделения Финляндии, Польши с усилением сепаратистских и националистических настроений идея федерализма стала спасительной для бывшей Российской империи.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.), а затем и Конституция (июль 1918 г.) провозгласили Российскую республику федерацией на основе свободного союза свободных наций. РСФСР возникла не как договорная федерация, а возникла в результате объединения входивших в состав еще империи территорий ею самой. Конституция допускала выход из состава РСФСР, в результате чего в 1918 – 1920 гг. из нее выделились государства Прибалтики, Белоруссия, Армения и Азербайджан.

С образованием СССР (1922 г.) образовалась федерация, основанная на договоре самостоятельных суверенных советских республик. Республики были созданы по национально-территориальному принципу. Российская федерация входила в состав союзной федерации и была сформирована по несколько иному признаку. Где большинство населения представляло местное население – были образованы автономии, где преобладало русское большинство – края, области, города республиканского значения – Москва, Ленинград.

Научные взгляды ученых на юридическую природу РСФСР расходились. И.О.Чистяков – РСФСР – особая форма государственного единства, государство с автономными образованиями. А.И.Лепешкин – государство, сочетающее в себе элементы унитаризма и федерализма.

В Конституции СССР 1977 г. нашла отражение идея суверенности союзных республик. СССР – единое союзное многонациональное, государство, созданное в результате объединения суверенных государств – равноправных суверенных советских социалистических республик (ст.70, 76). За каждой союзной республикой (ст.72) признавалось право свободного выхода из состава СССР.

С началом перестройки обострились проблемы дезинтеграции союзной государственности. Появились Законы СССР, призванные противодействовать негативным тенденциям в области союзного единства: «Об усилении ответственности за посягательство на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории СССР» (1990 г.). Остановить центробежные тенденции было уже невозможно. О своем суверенитете заявила РСФСР – государствообразующая республика, невзирая на союзное законодательство. Беловежские соглашения (08.12.1991) констатировало прекращение существования СССР и создание СНГ.

Россия стала самостоятельным государством. Произошли серьезные изменения в статусе территорий федерации, они стали субъектами.

К моменту принятия Конституции РФ 1993 г. их было 89. В н.вр. – 85 – 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Конституционными принципами российского федерализма являются:

- государственная целостность;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;

- равноправие и самоопределение народов России;

- равенство субъектов РФ.

Структурный состав РФ, ее правовой статус и статус субъектов определяются федеральной Конституцией, конституциями (уставами) субъектов и другими НПА.

Элементами конституционно-правового статуса РФ являются:

- государственный суверенитет;

- территориальное верховенство;

- единая конституционно-правовая система;

- федеральное гражданство;

- легитимные федеральные властные структуры;

- федеральная государственная собственность;

- единая кредитно-денежная система;

- государственный язык;

- государственная символика;

- национальные вооруженные силы;

- абсолютная международная правосубъектность.

Государственный суверенитет – это политико-правовое качество государства, абсолютная независимость государственной власти в сфере внутренней и внешней политики.

Суверенная Россия представляет собой целостное неделимое государство. Конституция РФ, законодательство запрещают действия, направленные на нарушение государственной целостности России. Конституция гарантирует отсутствие у субъектов права сецессии (свободного выхода из состава федерации); запретом изменять свой конституционно-правовой статус в одностороннем порядке, без согласия федерального центра.

Государственная целостность России обеспечивается также верховенством федеральных законов; единым гражданством; единой кредитно-денежной системой; единой системой органов государственной власти; едиными Вооруженными Силами.

Гарантом государственного суверенитета и государственной целостности выступает Президент РФ.

Территориальное верховенство. Государственная территория – это часть мира, которая принадлежит государству. Пространственные пределы государственной власти определяет государственная граница. В границах государства определяется его юрисдикция. Суверенитет России распространяется на всю ее территорию.

В состав территории государства входят суша, недра, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Территория РФ охватывает территорию ее субъектов, в связи с чем, устанавливается особая процедура согласования территориальных изменений. Границы между субъектами изменяются только по их взаимному согласию, но с обязательным утверждением такого решения Советом Федерации.

Россия обеспечивает национальную безопасность, целостность и неприкосновенность своей территории.

Единая конституционно-правовая система предполагает сосуществование НПА федерации, субъектов и муниципальных образований. Федерация обеспечивает баланс такого взаимодействия.

Государственный суверенитет РФ предопределяет верховенство Конституции РФ и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории России, включающей территории ее субъектов (ч.2 ст.4, ч.1 ст.15, ч.1 ст.67). Федеральные НПА по вопросам исключительного ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов превосходят по юридической силе НПА субъектов.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры применяются после ратификации российским парламентом и когда они становятся частью правовой системы РФ.

Гражданство составляет исключительную компетенция федерации. Россия определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, гражданство детей при изменении гражданства родителей, разрешает споры по вопросам гражданства. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства или депортирован (выдан иностранному государству).

Легитимные федеральные властные структуры воплощают в себе высший уровень государственной власти и единство ее системы: Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и агентства, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и др.

В системе, структуре и процедуре деятельности органов государственной власти отражена федеральная природа России. Совет Федерации ФС РФ представляют все субъекты федерации. Госдума избирается на всей территории страны, в ней представлены также все субъекты. В составе Госсовета при Президенте РФ представлены все главы исполнительной власти субъектов.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование федеральных органов государственной власти, в необходимых случаях использует согласительные процедуры.

Федеральная государственная собственность сосредоточила в себе объекты общероссийского значения (космодромы, гидроэлектростанции, атомные электростанции и др.); составляющие основу национального богатства (ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, природные заповедники, национальные парки, заповедники, курорты); имущество, в т.ч. за рубежом; особо ценные объекты культурного наследия (Большой театр, Третьяковская галерея, Государственная публичная библиотека, Музей-заповедник «Кремль» и др.).

Единая кредитно-денежная система характеризуется единым рублевым пространством, едиными правилами кредитования и кредитных расчетов, валютного регулирования и финансового контроля. В компетенции федерации принятие Госбюджета, Бюджетного и Налогового кодексов, денежная эмиссия, основы ценовой политики. Субъекты федерации не вправе иметь собственную валюту и устанавливать правила кредитных расчетов.

Государственный язык. В соответствии с ч.1 ст.68 государственным языком на всей ее территории является русский язык. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных Федеральным законом от 01.06.2005 № 53 «О государственном языке Российской Федерации», другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25.10.1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

Провозглашение русского языка в качестве государственного не противоречит демократическому принципу равноправия всех языков народов России, не умаляет языковые права малочисленных народов и этнических групп, отдельных граждан, не препятствует развитию двуязычия и многоязычия в субъектах Федерации.

Элементами конституционно-правового статуса РФ, символами ее государственного суверенитета являются Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн и столица. Их статус устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

На национальные Вооруженные Силы возложена защита государственных интересов, суверенитета и территориальной целостности Отечества. РФ обеспечивает безопасность и обороноспособность страны, оснащает Вооруженные Силы всем необходимым. Субъекты РФ не вправе создавать какие-либо воинские формирования.

Абсолютная международная правосубъектность характеризуется полноценным членством в мировом сообществе. Россия самостоятельно осуществляет свою внешнюю политику, заключает международные договоры и межгосударственные соглашения; участвует в международных организациях и иных объединениях, системах коллективной безопасности, региональных межгосударственных союзах (Совет Европы, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС и др.); выступает за всеобщий и справедливый мир, взаимовыгодное сотрудничество. Только Федерация имеет право объявлять войну и заключать мир. Россия проводит единую внешнюю политику и координирует внешнеэкономические связи субъектов.

2.Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов это сфера общественных отношений, которые разрешаются федерацией или субъектами самостоятельно либо совместно.

Федерализм обусловливает поиск рационального распределения властных полномочий между центром, регионами и муниципалитетами. Правовой основой такого распределения является Конституция РФ: ст. 71, 72, 73.

Конституция РФ и законы устанавливают принципы разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами. Это:

а) конституционность (запрет на передачу, перераспределение и изменение исключительных предметов ведения РФ, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов);

б) безусловный приоритет (верховенство Конституции РФ и федеральных законов);

в) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

г) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов федерации;

д) согласование интересов Федерации и субъектов;

е) добровольность и гласность заключения договоров, соглашений;

ж) обеспеченность полномочий финансовыми и материальными ресурсами.

Конституция РФ выделяет:

1) исключительные предметы ведения Федерации (ст.71) Конституции;

2) совместные предметы ведения Федерации и ее субъектов, в рамках которых осуществляется их взаимодействие (ст.72) Конституции;

3) предметы ведения субъектов Федерации.

Предметы исключительного ведения РФ – это прерогативы федерации. Ст.71 Конституции.

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции, как федерации, так и ее субъектов. Ст.72 Конституции.

Предметы ведения и полномочия субъектов Федерации определяются по остаточному принципу. Ст.73 Конституции.

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта регулируется ФКЗ от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

В случае объединения субъектов инициатива исходит от самих заинтересованных субъектов. При поддержке инициативы Президентом РФ в субъектах обязательно проводится консультативный референдум.

Конституционно-правовой статус вновь образованного субъекта и его наименование определяются в каждом конкретном случае ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта. Одновременно этим же законом вносится изменение в ч.1 ст.65 Конституции РФ.

В результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО появился новый субъект Пермский край; Камчатской области и Корякского АО – Камчатский край; Читинской области и Агинского Бурятского АО – Забайкальский край; Иркутская область расширила свои границы за счет объединения с Усть-Ордынским Бурятским АО, Красноярский край – с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским АО.

В случае воссоединения с Крымом, то в соответствии с ФКЗ о порядке принятия… предусматривается подписание международного договора с предварительного заключения Конституционного Суда РФ и последующая ратификация этого договора ФС путем принятия федерального закона. Одновременно принимается ФКЗ о принятии в состав РФ иностранного государства в качестве нового субъекта РФ и новое наименование субъекта. Что и было сделано в марте 2014 г.

Принятие нового субъекта в состав РФ должно осуществляться на добровольной основе, с учетом стратегических интересов России, принципов федерализма, с соблюдением прав и свобод личности.

3.Указом Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 утверждена Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., которая характеризуется как система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - государственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур.

Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства.

Основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, являются:

а) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;

б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;

в) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

г) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан).

Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения.

Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

е) укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

з) создание условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере;

и) развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;

к) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;

л) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

м) совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;

н) развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

Определены задачи в сфере государственной национальной политики Российской Федерации:

а) по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

б) по обеспечению равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

в) по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;

г) по обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

д) по содействию национально-культурному развитию;

е) государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса;

ж) по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России;

з) по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

и) по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

к) по совершенствованию взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

л) в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Следует уяснить, что РФ гарантирует всем национальностям, проживающим на ее территории, право на свободное самоопределение и национально-культурную автономию, на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Это отражено в федеральных законах: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 N 82-ФЗ; "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20.07.2000 N 104-ФЗ; "О национально-культурной автономии" от 17.06.1996 N 74-ФЗ; Законе РФ от 25.10.1991 N 1807-1"О языках народов Российской Федерации", других федеральных актах, конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов.

Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов РФ. В соответствии с ФЗ № 82 – 1999 г. коренные малочисленные народы РФ – это народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс.человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов утверждается Правительством РФ по представлению органов госвласти субъектов РФ, где проживают эти народы. Правительство РФ в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов утверждает перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

В соответствии с ФЗ № 82-1999 коренные малочисленные народы наделены правами.

В малочисленных народах могут создаваться общины и иные объединения в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями. Организация и деятельность таких общин и иных объединений регулируется ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20.07.2000 N 104-ФЗ.

В РФ гарантируется национально-культурная автономия. Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

Национально-культурная автономия представляет собой общественные объединения. Регулируется их деятельность ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной. Ф соответствии с ФЗ НКА имеет права.

Осуществление права на НКА не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

Региональная политика РФ реализуется в соответствии Основами государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 г., утвержденными Указом Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13.

Целями государственной политики регионального развития являются обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач.

4. Правовой статус субъектов РФ определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ.

Нормы конституций (уставов) субъектов, определяющих конституционно-правовой статус субъектов, вторичны по отношению к нормам федеральной Конституции, воспроизводят их содержание и должны точно соответствовать Основному закону РФ.

Элементами конституционно-правового статуса субъектов являются:

- учредительный характер региональной государственной власти;

- территориальное верховенство;

- региональная правовая система;

- собственные предметы ведения и полномочия;

- система региональных органов публичной власти;

- ограниченная международная правосубъектность;

- официальный государственный язык;

- региональная государственная символика.

Учредительный характер региональной государственной власти проявляется в том, что каждый субъект принимает свой основной закон (конституцию, устав), имеет установленное им самим и закрепленное федеральной Конституцией официальное наименование (ч.1 ст.65).

Территориальное верховенство заключается в том, что каждый субъект РФ имеет свою территорию, свои территориальные границы, которые не могут быть изменены без его согласия (ч.1, 3 ст.67). Каждый субъект самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство.

Административно-территориальное устройство субъекта РФ – это его территориальная организация, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры.

Конституция РФ относит вопросы административно-территориального устройства субъектов РФ к их ведению.

Региональная правовая система включает Конституцию или устав субъекта, региональные законы и иные НПА, принимаемые органами государственной власти субъекта в соответствии с Конституцией ПФ и федеральным законодательством.

В соответствии с Конституцией РФ, субъекты РФ принимают НПА по предметам совместного ведения Федерации и субъектов, а также исключительного ведения субъектов.

В целях обеспечения верховенства конституции РФ и федеральных законов в соответствии с Указом Президента РФ от 10.08.2000 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ» создан федеральный регистр , ведение которого возложено на МЮ РФ. В случае несоответствия НПА субъектов Конституции РФ, федеральным законам МЮ вносит представление в принявшие эти акты региональные и соответствующие федеральные органы госвласти.

Собственные предметы ведения и полномочия включают предметы совместного ведения Федерации и субъектов, а также предметы исключительного ведения самих субъектов.

Система региональных органов публичной власти предусматривается всеми конституциями (уставами) субъектов и включают:

- высшее должностное лицо субъекта (глава республики, губернатор, мэр и др.);

- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта;

- коллегиальный (правительство) и региональные отраслевые органы исполнительной власти (министерства и др.);

- органы судебной власти субъекта (конституционные или уставные суды, мировые судьи).

Система региональных органов госвласти строится на основе принципа единства и разделения властей.

Ограниченная международная правосубъектность предусматривает международные и внешнеэкономические связи при условии, если они не затрагивают предусмотренные федеральной Конституцией полномочия и прерогативы РФ как суверенного государства.

Органы госвласти субъектов не вправе действовать вопреки международным обязательствам России.

Официальный государственный язык наряду с официальным государственным русским языком республики РФ наделены правом устанавливать свой государственный язык (несколько языков. Крым – русский, украинский, крымско-татарский языки).

Представители 182 народов России говорят на 239 языках и наречиях.

Все субъекты РФ имеют право самостоятельно определять свои герб, флаг, гимн, административный центр.

5. В РФ существует 3 разновидности субъектов: 1) республики (государства); 2) края, области, города федерального значения; 3) автономная область и автономные округа.

Республики в составе России – это государства, не обладающие суверенитетом. В составе РФ их 22. Республики принимают конституцию, вправе создавать конституционный суд, иметь свой государственный язык наряду с русским.

Края (9), области (46) и города федерального значения (3) являются государственными образованиями, созданными по территориальному принципу. Населены в основном русскими. Они имеют собственную правовую систему, органы государственной и муниципальной власти, вправе создавать свои уставные суды.

Автономная область (Еврейская) и автономные округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский – Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий) – это национально-территориальные образования. Они обеспечивают малочисленным народам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока возможность государственного самоопределения, сохранения национальной самобытности, языка, образа жизни и эффективного социально-экономического развития. АО, за исключением Чукотского, входят в состав областей.

Все субъекты, несмотря на разницу их правового статуса, юридически равноправны (ч.1 ст.5 Конституции).

Юридически равноправные субъекты существенно отличаются друг от друга не только размерами территории, численности населения, но и по экономическому потенциалу. Поэтому одной из задач национальной стратегии России обозначено выравнивание экономического уровня регионов.

\

Конституционное право

Контрольные вопросы по теме 9

1. Понятие Федерации как формы государственного устройства.

Наши рекомендации