Обычное право как источник римского права

Понятие РЧП. Основные системы РЧП

Предмет РЧП: важнейшие институты имущественного права (а в связи с ними также семейного права) периода принципата1 (первые 3 века н. э. — период классического римского права), а также перио­да абсолютной монархии (к. III в. – сер. VI в.).

В латинском языке слову «гражданский» соответствует слово civilis.

Гражданскому праву в Риме соответствовала ∑ 3-ех систем права: цивильного права, права народов и преторского права. В качестве единого термина для этой совокупности был избран термин ius privatum (частное право).
ius civil (квиритское право) ius gentium (право народов) ius praetorium, или ius honorarium (преторское право)
исконно национальное древнеримское пра­во, распространявшее свое действие исключительно на рим­ских граждан - квиритов - распространялось на все римское население, вклю­чая перегринов (чужеземцев) - ius naturale (естественное пра­во): право, общее для всех народов сложилась в практике преторов (и некот. др. магистратов2)  

Отличие частного (ius privatum) права от публичного (ius pablicum)

критерий разграничения частное право публичное право
хар-р интересов, защищаемых правом нормы этого права ограждают интересы отдельных лиц нормы этого права ограждают интересы гос-ва
по методу регулирования общественных отношений регулирование общественных отношений осу­ществляется посредством преимущественно императивных (строго обязательных, повелительных) норм преобладают диспозитивные (условно-обязательные, восполнительные, уполномочивающие) нормы

Историческое значение римского права

Римское право называют «писаным разумом». Несмот­ря на то, что современное частное право ушло далеко впе­ред в регламентации сложнейшей сферы торгового оборо­та, многие новейшие юридические конструкции основы­ваются на элементарных понятиях и категориях, разработанных в римском праве. Ф. Энгельс писал: «Рим-* +3ское пра­во является настолько классическим юридическим выра­жением жизненных условий и конфликтов общества, в кот. господствует частная собственность, что все позд­нейшие законодательства не могли внести в него сущест­венных улучшений».

Эти особенности римского права способствовали тому, что, когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, про­изошел процесс рецепции (заимствования и приспособле­ния) римского права.

Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юр. теории и практике (напр., реституция, виндика­ция, правопреемство и др.), могут быть усвоены лишь при изучении их непосредственно в курсе РЧП, кот. продолжает оставаться основой для изуче­ния гражданского и торгового законодательства и базой для подготовки квалифицированных юристов.

Обычное право как источник римского права

В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным и неписаным

Писаное право(ius scriptum)- закон и др. нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определен­ной редакции.

Неписаное право(ius non scriptum).— нормы, складываю­щиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в прак­тике правила поведения людей не получают признания и защиты гос. власти, они становятся просты­ми обычаями; если они признаются и защищаются гос-ом, они становятся юр. обычаями, со­ставляют обычное право, а иногда воспринимаются гос.властью и им придается форма закона.

Формирование обычаев - результат их неод­нократного применения, при кот. правило приобретает типичный характер, и если оно признано гос-ом, то оно превращается в норму, обязательную для применения.

Обычное право- древнейшая форма образования рим­ского права. Нормы обычного права обозначаются в рим­ском праве терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика), commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов), commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов), в преторский период применяется термин consuetude (обычай). 4. Закон как источник римского частного права

По мере укрепления и расширения гос-ва непи­саное обычное право уступает дорогу закону и иным фор­мам правообразования.

►Законы в республ. период (до I в. н. э.) — постановления народного собрания , назывались leges. Важней­шие среди них – Законы XII таблиц (V в. до н. э.), кот. представляли собой, по мнению юри­стов, преимущ. кодификацию обычаев.

Кроме За­конов XII таблиц важное значение имеют также:

- Пэтелиев закон (lех Poetelia, IV в. до н. э.) отменил продажу в рабство и убийство должника,

- Аквилиев за­кон (lех Aquilia, III в. до н. э.) об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей,

- Фальцидиев закон (lех Falcidia, I в. до н. э.) об ограничении завещательных отказов.

►В период принципата (I—III вв. н. э.) постановления сената, кот. факти­чески реализовывалась воля принцепса. Принцепсы выступали с речами в сенате, после чего сенат принимал предложения, содержащиеся в этих речах и облекал их в ф-му закона.

►В императорский период (III в. – сер. VI в. н. э.) – импе­раторские конституции (onstitutions principum), имеющие силу закона

Виды императорских конституций:

-декреты – решения по поступившим на рассмотре­ние императора спорным делам. -мандаты – инструкции, дававшиеся императорским чиновникам; -эдикты - общие распоряжения, обращенные к населению - рескрипты — распоряжения по отдельным делам;

В императорский период (III в. — сер. VI в. н. э.) были предприняты первые попытки кодификации имев­шегося нормативного материала. Известны 2 сборни­ка императорских конституций, составленные в к. III в. — н. IV в.: Codex Gregorianus, объединивший конституции от Адриана (II в.) до к. III в., и Codex Hermogenianus, включавший последующие конституции до Константина (н. IV в.). Первые кодификации, по мне­нию историков, были предприняты частными лицами.

В 1\2 V в. была осуществлена 1ая офи­циальная кодификация — Феодосиев кодекс (собраны и систематизиро­ваны императорские конституции, начиная с Константи­на).

Наши рекомендации