Тема 26. Обжалование определений суда первой инстанции
Объем учебной нагрузки по теме
Форма обуче- ния Вид учебной работы | Очная форма | Заочная (3 года) | Заочная (3,5 года) | Заочная (6 лет) | |
Аудиторная работа | Лекции | ||||
Семинары | |||||
Практ. занятия | |||||
Самостоятельная работа |
Основные тезисы:
Раздел IV «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений»
Тема 27. Общие положения о производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Объем учебной нагрузки по теме
Форма обуче- ния Вид учебной работы | Очная форма | Заочная (3 года) | Заочная (3,5 года) | Заочная (6 лет) | |
Аудиторная работа | Лекции | ||||
Семинары | |||||
Практ. занятия | |||||
Самостоятельная работа |
Основные тезисы:
Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений – вид гражданского судопроизводства, представляющий собой процедуру рассмотрения дел с участием государственных и муниципальных органов, должностных лиц, выступающих в качестве субъектов, наделенных властными полномочиями, в рамках которой реализуется функция судебного контроля за законностью деятельности данных органов и должностных лиц.
Существование особой процедуры рассмотрения дел с участием государственных и муниципальных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих связано с неравноправным положением участников материальных правоотношений, являющихся предметом судебного разбирательства. С одной стороны в таких отношениях выступает субъект, наделенный властными полномочиями, в связи с чем другая сторона нуждается в дополнительных процессуальных гарантиях защиты своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
На сегодняшний день в некоторых государствах для разрешения административных споров и иных дел, возникающих из публичных правоотношений, созданы специальные суды административной юстиции (например, Германия, Франция, Испания и др.). Идея создания подобных специализированных судов активно обсуждается и в отечественной науке, однако на сегодняшний день Россия (наряду с Великобританией, США, Бельгией и другими странами) относится к числу государств, в которых публично-правовые споры разрешаются системой судов общей юрисдикции.
В соответствии с гражданским законодательством (ст. 124 ГК) государство, а также муниципальные образования могут выступать в отношениях с гражданами и юридическими лицами на равных началах. В этих случаях споры, возникающие из таких правоотношений, будут носить частный характер, а их разрешение будет осуществляться в рамках искового производства.
Если же государство или муниципалитет выступают в правоотношениях как субъекты, наделенные властными полномочиями, споры, возникающие из таких правоотношений, подлежат разрешению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Рассматривая и разрешая дела, возникающие из публичных правоотношений, суд осуществляет функцию судебного контроля за законностью действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Круг рассматриваемых судами общей юрисдикции гражданских дел, возникающих из публичных правоотношений, определен в ст. 245 ГПК РФ. К ним относятся дела:
- по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов (глава 24 ГПК);
- по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 25 ГПК);
- по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (глава 26 ГПК);
- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 ГПК РФ и другими федеральными законами.
Коллегиальное рассмотрение дел в составе трех профессиональных судей на сегодняшний день предусматривается в отношении дел о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума (абз. 2 ч. 3 ст. 260 ГПК РФ).
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу.
Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
В случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст.ст. 131, 132 ГПК. В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.
В соответствии со ст. 248 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.
Важной процессуальной гарантией заявителей по делам, возникающим из публичных правоотношений, является установленные ст. 249 ГПК особые правила распределения обязанностей по доказыванию между участниками производства.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, что является исключением из общего правила, установленного ст. 57 ГПК, в соответствии с которым суд истребует доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, в случаях, когда они сами не имеют возможности представить такие доказательства.
Особенностью данной категории дел является также установленное в ст. 250 ГПК правило о том, что после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, как вид гражданского судопроизводства.
2. Дела, рассматриваемые судами общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
3. Порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений.
Доклады, сообщения:
1. Административные суды: зарубежный опыт и перспективы создания в РФ.
2. Проблемы определения порядка рассмотрения гражданских дел с участием государства и муниципальных образований.
3. Контроль за законностью деятельности государственных и муниципальных как функция суда в гражданском судопроизводстве.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Дайте определение производства по делам, возникающим из публичных правоотношений как вида гражданского судопроизводства.
2. В чем состоит отличие данного вида судопроизводства от искового?
3. Какие категории дел рассматриваются судами в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений?
4. Могут ли дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваться по правилам заочного судопроизводства?
5. В чем особенность распределения обязанностей по доказыванию при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений?