Понятие, признаки и функции юридической ответственности
Любое государство, заинтересованное в самосохранении, должно бороться с правонарушениями, иначе их разрастание поставит под сомнение само существование государства. Поэтому государство с большей или меньшей интенсивностью применяет к правонарушителям различные меры юридической ответственности.
Юридическая ответственность — это претерпевание субъектом правонарушения неблагоприятных последствий, установленных законом. Исходя из этого ответственность имеет следующие признаки.
l Правонарушение как основание.К юридической ответственности можно привлечь только за те деяния, за которые она предусмотрена законодательством. Не являются правонарушениями деяния, внешне хотя и сходные с правонарушениями, но допускаемые законом (например, причинение вреда в состоянии необходимой обороны), либо не имеющие всех признаков состава правонарушения (например, нельзя привлекать к уголовной ответственности за неосторожное убийство родителей, которые не смогли сохранить жизнь новорожденному). Отграничить такие деяния от правонарушений, а также определить, какой орган должен и к какой ответственности может привлечь правонарушителя, подчас довольно-таки сложно, поскольку для этого требуется скрупулезная работа и большой юридический опыт.
l Государственное принуждение.Это значит, что при возложении юридической ответственности возникают правоотношения, при которых одна сторона — правонарушитель — вынуждена подчиниться другой стороне — государству в лице его органов и должностных лиц. В процессе возложения государством на правонарушителя юридической ответственности реализуется санкция нарушенной нормы права.
Государственное принуждение как признак юридической ответственности необходимо отличать от государственного принуждения, не связанного с правонарушением. Такие меры государственного принуждения, как проверка документов, таможенный осмотр вещей, изъятие земельного участка для государственных нужд и др., не являются мерами ответственности, поскольку применяются вне связи с правонарушениеми и для их предупреждения.
l Неблагоприятные последствия.В зависимости от совершенного правонарушения правонарушитель претерпевает различные неблагоприятные последствия. Эти последствия могут быть психологическими (например, от предупреждения сотрудника ГАИ (ГИБДД) за незначительное нарушение правил дорожного движения), имущественными (взыскание неустойки за неисполнение гражданско-правового договора), организационными (увольнение с работы, лишение специального права и т. д.).
Юридическая ответственность выполняет три функции.
l Карательную.Эта функция воздействует непосредственно на правонарушителя. Она должна выразить отношение к нему со стороны государства и тем самым предупредить совершение им новых правонарушений.
l Воспитательную.Юридическая ответственность, возложенная на правонарушителя, призвана воздействовать не только на него, но и на других субъектов права так, чтобы те не совершали аналогичных и других правонарушений. Каждый должен знать, что его ждет, если он совершит правонарушение. Чем лучше государство борется с правонарушителями, тем большее влияние это оказывает на всех людей.
l Компенсационную.Она направлена на полное восстановление нарушенных прав пострадавших от правонарушения, в том числе государства. Так, в уголовном процессе можно предъявить гражданский иск, удовлетворение которого будет происходить за счет имущества осужденного; в гражданско-правовых обязательствах возмещение убытков не освобождает от исполнения самого обязательства, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 396 ГК) и т. д.
В свою очередь, и государство по решению суда может понести ответственность за незаконное лишение свободы и многие другие действия своих органов и должностных лиц. Согласно Конституции права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52). Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции).