Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.1 Характеристика дисциплины:«Конституционное право» – дисциплина, входящая в блок профессиональной подготовки по дисциплинам направления подготовки
Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины:«Конституционное право» – дисциплина, входящая в блок профессиональной подготовки по дисциплинам направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация бакалавр).
1.1.1 Назначение дисциплины:Конституционное право является ведущей и одной из самых динамично развивающихся отраслей права Российской Федерации. Содержание этой отрасли, ее внутренняя структура в последние годы претерпели серьезные изменения, обусловленные коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями в стране. Современное конституционное право закрепляет и регулирует весь комплекс основополагающих общественных отношений, связанных с определением взаимоотношений государства со своими гражданами, организацией государственной власти и принципами демократии, устройством Федерации и взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами, системой органов государственной власти и местного самоуправления
1.1.2 Цели дисциплины: выработка у студентов комплексной системы знаний о правовом механизме регулирования конституционно-правовых отношений, изучение конституционного законодательства и правоприменительной практики, а также освоение студентами конституционного права, как важнейшей отрасли российского законодательства, выработка умения осуществлять анализ правовых явлений в конституционных процессах, освоение методик правильного применения конституционно-правовых актов в конкретных ситуациях.
1.1.3 Задачи дисциплины:
Анализ предмета, методов, источников, системы конституционного права, особенностей конституционно-правовых норм и отношений, места конституционного прав в правовой системе России;
Изучение конституционно-правового статуса личности, механизма его реализации и защиты;
Характеристика федеративных отношений, существующих автономий, административно-территориального деления;
Изучение основ конституционного строя и проблем современного российского конституционализма;
Систематизированное изучение органов государственной власти, из функций, процедур образования и взаимодействия в системе;
Определение роли местного самоуправления в механизме реализации публичной власти и при взаимодействии с органами государственной власти РФ
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОП Дисциплина Конституционное право (Б 3.Б 4.) является самостоятельной научной дисциплиной научного и теоретического профиля. Дисциплина Конституционное право входит в структуру ООП профессионального цикла бакалавриата. Конституционное право направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
1.2.1 Пререквизиты: Для изучения дисциплины Конституционное право необходимы умения и навыки таких дисциплин, как Теория государства и права, История отечественного государства и права.
1.2.2 Постреквизиты: Изучение Конституционного права способствует изучению дисциплин Муниципальное право, История политических и правовых учений, Конституционное право зарубежных стран, а также является основой для изучения различных отраслей права.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС) | Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
(ОК-2) | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно- правовых отношений Уметь: Применять нормы конституционного права к конкретным жизненным ситуациям. Владеть: базовыми понятиями конституционного права |
(ОК-10) | способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны | Знать: характеристику (конституционно-правой статус) России Уметь: Оценивать действия субъектов конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и полномочий. Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества |
(ПК-1) | способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно- правовых отношений Уметь: Разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации. Владеть: навыками работы с нормативными актами |
(ПК-2) | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно- правовых отношений Уметь: Принимать и анализировать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом. Владеть: базовыми понятиями конституционного права |
(ПК-3) | способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно- правовых отношений Уметь: Принимать и анализировать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом. Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества |
(ПК-4) | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно-правовых отношений Уметь: Принимать и анализировать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом. Владеть: навыками работы с нормативными актами |
(ПК-8) | готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Знать: современную систему органов государственной власти в РФ; условия проведения выборов в государственные органы Уметь: Принимать и анализировать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом. Владеть: юридической терминологией |
(ПК-9) | способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина | Знать: характеристику (конституционно-правой статус) России; о местном самоуправлении в России Уметь: Оценивать действия субъектов конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и полномочий. Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества |
(ПК-15) | способен толковать различные правовые акты | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно-правовых отношений Уметь: Разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации Владеть: юридической терминологией |
(ПК-16) | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Знать: конституционные институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством Уметь: Разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации Владеть: навыками работы с нормативными актами; юридической терминологией |
(ПК-19) | способен эффективно осуществлять правовое воспитание | Знать: действующие нормы конституционного права (Конституции РФ и иных правовых актов), регламентирующие статус и деятельность всех субъектов конституционно- правовых отношений Уметь: Оценивать действия субъектов конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и полномочий. Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества |
1.4 Образовательные технологии В ходе реализации программы учебной дисциплины «Конституционное право» наряду с учебной деятельностью академического типа: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, в ходе занятий активно используются такие образовательные технологии как
Технология поддерживающего обучения (метод - Объяснительно-иллюстративное обучение), Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов (метод - Игровое обучение, Проблемное обучение, Разбор конкретных ситуаций), Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (метод - Групповое обучение)
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | |
в том числе, аудиторная работа (всего): | |
Лекции | |
Семинары, практические занятия | |
Внеаудиторная работа (всего): | |
в том числе | |
Подготовка к лекционным занятиям | |
Подготовка к семинарским занятиям | |
Подготовка к промежуточной аттестации | |
Выполнение заданий для СРС | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |
Экзамен | |
зачет | |
Вид промежуточной аттестации | (зачет/экзамен) |
Вид рубежной аттестации | Комплексная письменная работа |
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
ЛЗ | ПЗ | СРС | ||
2 семестр | ||||
Конституционное право России как отрасль права и наука | ||||
Конституция Российской Федерации | ||||
Основы конституционного строя | ||||
Конституционный статус личности в Российской Федерации | ||||
Государственное устройство Российской Федерации | ||||
Избирательная система России | ||||
Всего часов | ||||
3 семестр | ||||
Президент Российской Федерации | ||||
Федеральное Собрание – парламент России | ||||
Конституционные основы организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти | ||||
Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в Российской Федерации | ||||
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации | ||||
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации | ||||
Всего часов |
Программа дисциплины
Темы лекционных занятий
№ п\п | Тема ЛЗ | Содержание ЛЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Метод |
2 семестр | |||||
Тема 1 Конституционное право России как отрасль права и наука | 1. Понятие и предмет отрасли конституционного права России. 2. Методы конституционно-правового регулирования. 3. Конституционно-правовые нормы: понятие, виды, особенности. Конституционно-правовые институты. 4. Источники конституционного права России 5. Конституционно-правовые отношения. 6. Система конституционного права России как отрасли права. 7. Наука конституционного права России: понятие, предмет, методы, источники. | Объяснительно-иллюстративное обучение | |||
Тема 5 Государственное устройство Российской Федерации | 1. Общая характеристика государственного устройства 2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. 3. Понятие и принципы федеративного устройства России. 4. Основные характеристики Российского государства как федеративного государства 5. Статус субъектов Российской Федерации. 6. Компетенция Российской Федерации. и ее субъектов | Проблемное обучение | |||
Итого | |||||
3 семестр | |||||
Тема 7 Президент Российской Федерации | 1. Президент Российской Федерации — глава государства. 2. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации. 3. Функции и полномочия Президента Российской Федерации. 4. Правовые акты Президента Российской Федерации: понятие, виды, система. 5. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации | Объяснительно-иллюстративное обучение | |||
Тема 8 Федеральное Собрание Российской Федерации | 1. Федеральное Собрание Российской Федерации — высший представительный и законодательный орган государственной власти. 2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования и роспуска, структура, компетенция и порядок ее осуществления. 3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция и порядок ее осуществления. 4. Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. | Объяснительно-иллюстративное обучение | |||
Итого |
Темы практических занятий
№ п\п | Тема ПЗ | Содержание ПЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Образовательная технология, метод |
2 семестр | |||||
Тема 1 Конституционное право России как отрасль права и наука Российской Федерации | 1. Понятие и предмет отрасли конституционного права России. 2. . Конституционно-правовые отношения. 3. Система конституционного права России как отрасли права. 4. Понятие и система источников конституционного права России. 5. Понятие конституционно-правовой ответственности и ее соотношение с другими видами юридической ответственности . 6 Современная наука конституционного права | Групповое обучение | |||
Тема 2 Конституция Российской Федерации | 1. Понятие и сущность Конституции Российской Федерации. Конституционализм. Юридические свойства Конституции Российской Федерации. 2. Форма, структура и функции Конституции Российской Федерации. 3. Пересмотр Конституции Российской Федерации и внесение в нее поправок. 4. Генезис русского конституционализма: основные этапы конституционного развития дореволюционной России. 5. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. | Групповое обучение | |||
Тема 3 Основы конституционного строя Российской Федерации | 1. Понятие конституционного строя Российской Федерации и его основ. 2. Основные черты конституционного строя России. 3. Понятие и сущность гражданского общества. 4. Понятие социально-экономической системы Российской Федерации. 5. Понятие политической системы Российской Федерации. | Групповое обучение | |||
Тема 4 Конституционный статус личности в России | 1. Понятие и сущность конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. 2. Структура конституционно-правового статуса личности в России. 3. Принципы конституционно-правового статуса личности в России. 4. Основания и порядок приобретения российского гражданства. 5. Основания и порядок прекращения российского гражданства. 6. Органы и должностные лица, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Порядок рассмотрения вопросов по делам о гражданстве. Разрешение споров о гражданстве. 7. Основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации. | Игровое обучение | |||
Тема 5 Государственное устройство Российской Федерации | 1.Федерация и федерализм. Становление российского федерализма. 2. Понятие и принципы федеративного устройства России. 3. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. 4. Виды и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. | Игровое обучение | |||
Тема 6 Избирательная система России | 1Выборы в Российской Федерации: понятие, виды, место в системе институтов непосредственной демократии. 2. Избирательное право: понятие, принципы, система, источники. 3. Принципы избирательной системы 4 Понятие и виды избирательных систем 5. Избирательный процесс: понятие, участники | Игровое обучение | |||
Итого | |||||
3 семестр | |||||
Тема 7 Президент Российской Федерации | 1. Президент Российской Федерации — глава государства. 2. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации. 3. Функции и полномочия Президента Российской Федерации. 4. Правовые акты Президента Российской Федерации: понятие, виды, система. 5. Администрация Президента Российской Федерации. | Групповое обучение | |||
Тема8 Федеральное Собрание Российской Федерации | 1. Федеральное Собрание Российской Федерации — высший представительный и законодательный орган государственной власти. 2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования и роспуска, структура, компетенция и порядок ее осуществления. 3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция и порядок ее осуществления. 4. Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 5. Федеральный законодательный процесс: понятие, стадии. | Групповое обучение | |||
Тема 9 Конституционные основы организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти | 1. Понятие исполнительной власти и ее место в системе разделения властей в Российской Федерации. 2. Система федеральных органов исполнительной власти. 3. Конституционно-правовые основы статуса Правительства Российской Федерации. 4. Состав Правительства Российской Федерации. 5.Полномочия и акты Правительства Российской Федерации. 6.Организация деятельности Правительства Российской Федерации. 7. Основания и порядок отставки Правительства Российской Федерации. | Групповое обучение | |||
Тема 10 Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в Российской Федерации | 1. Судебная власть в системе разделения властей в Российской Федерации. 2.Судебная система Российской Федерации: конституционно- правовые основы. 3.Конституционные принципы правосудия. 4. Статус судей и требования к ним 5. Судебная власть в субъектах Российской Федерации. 6. Система органов прокуратуры в Российской Федерации 7. Конституционный Суд Российской Федерации. | Групповое обучение | |||
Тема 11 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации | 1. Понятие и система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 2. Статус законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации органов государственной власти субъектов Российской Федерации 3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации: понятие и виды. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. 4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: понятие, порядок формирования, полномочия. 5. Основы статуса и компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации | Групповое обучение | |||
Тема 12 Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации | 1.Понятие и сущность местного самоуправления. 2. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. 3. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации. .Типы муниципальных образований. 4. Компетенция местного самоуправления. 5. Органы и должностные лица местного самоуправления: общая характеристика. 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления | Разбор конкретных ситуаций | |||
Итого |
Темы лабораторных работ
Лабораторные занятия по дисциплине «Конституционное право» учебным планом не предусмотрены.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины