Тема 12. взаимодействие и сотрудничество в сфере таможенного дела
Статьей 318 Таможенного кодекса определены наиболее общие положения взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами.
Взаимодействие – это весьма сложная деятельность, четкое и точное понимание которой имеет не только важное теоретическое, но и большое практическое значение, поскольку позволяет правильно отграничить его от иных видов деятельности. В характеристике взаимодействия важно выделять такие элементы, как цель, средства, условия. Взаимодействие всегда носит конкретный характер в том смысле, что оно всегда представляет собой отношение сторон определенной целостной системы. В связи с этим необходимо отметить, что совместное участие двух субъектов в одном мероприятии не равнозначно их взаимодействию. В общем виде под взаимодействием следует понимать обусловленную объективными причинами, совместную, координируемую одним из субъектов взаимодействия деятельность, предполагающую рациональное сочетание их действий, методов и средств на основе предоставленных полномочий в целях практической реализации возникающих (стоящих) задач. Это определение конкретизируется применительно к специфике конкретно взаимодействующих в определенных ситуациях субъектов.
Взаимодействие может быть эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой не набор случайных мероприятий, а глубоко продуманную совокупность строго упорядоченных, увязанных друг с другом мер, разработанных на основе учета конкретных условий, своеобразия обстановки и задач, стоящих как перед обществом в целом (общие задачи), так и перед конкретными взаимодействующими субъектами в частности (частные задачи).
Формы взаимодействия весьма многообразны, однако наиболее значимой будет классификация их по следующим основным особенностям: функционально-оперативным, процессуальным и организационно-такти-ческим. Прежде всего, всем видам взаимодействия присущи свои различные функционально-оперативные формы, т. е. осуществление совместных операций, действий безотносительно к конкретному объекту и решаемых задач, равно как и безотносительно к специфике самих взаимодействующих субъектов (например, совместное прогнозирование, совместная подготовка и проведение различных совещаний и т. д.). Так, в соответствии с п. 4 ст. 318 Таможенного кодекса ГТК является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями. Иные государственные органы в пределах своей компетенции должны оказывать содействие ГТК в выполнении указанной функции.
По степени регламентации законодательством можно выделить процессуальные и организационно-тактические формы взаимодействия. Под процессуальными формами взаимодействия следует понимать предусмотренные законом способы и порядок связей взаимодействующих субъектов, обеспечивающие их согласованную деятельность в целях наиболее целесообразного и успешного применения имеющихся у них на вооружении средств и методов (это, например, использование возможностей экспертов, специалистов, дача поручений, содействие и т. д.). Так, в соответствии с п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами в порядке, определяемом нормативными правовыми актами, носящими межведомственный характер, или соглашениями между таможенными органами и иными государственными органами Республики Беларусь.
Другие же формы контактов, называемые организационно-тактиче-скими, в законе прямо не названы, но они производны от процессуальных форм и связаны с ними. Такие формы обычно складываются на практике. Таким образом, организационно-тактические формы взаимодействия представляют собой выработанные практикой и предусмотренные подзаконными актами конкретные способы и порядок связей, контактов взаимодействующих субъектов, обеспечивающие их согласованную деятельность (это, например, согласованное планирование, совместная разработка версий, взаимный обмен информацией и т. д.). Так, в соответствии с п. 2.3 ст. 318 Таможенного кодекса при обнаружении государственными органами признаков административного правонарушения, производство по делу о котором отнесено в соответствии с законодательством к компетенции таможенных органов, государственные органы обязаны передать информацию об этом таможенным органам. А при обнаружении признаков административного правонарушения таможенными органами, производство по делу о котором отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны передать информацию об этом соответствующим государственным органам.
Информация, полученная в ходе осуществления такой совместной деятельности, используется для уяснения обстоятельств события, выдвижения версий, разработки и принятия решений, оптимального выбора тактических приемов, методов и средств, обнаружения источников дополнительно необходимых сведений и корректировки осуществляемой деятельности.
Республика Беларусь осуществляет активное сотрудничество с другими государствами в сфере таможенного дела. Такое сотрудничество развивается по ряду основных направлений: сотрудничество со странами СНГ, совместное с ними международно-правовое регулирование вопросов таможенного дела; двустороннее сотрудничество Республики Беларусь с другими государствами; сотрудничество с международными организациями. Сотрудничество в рамках выделенных направлений осуществляется так же как и взаимодействие различных субъектов, посредством различных форм.