Информация как объект гражданских прав.
Под информацией обычно понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Совокупность отдельных документов, их массивов и документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) представляют собой информационные ресурсы. Такие ресурсы могут быть государственными и негосударственными, и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан и юридических лиц, органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Конституция России и федеральное законодательство предусматривают право каждого лица свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако существует перечень информации ограниченного доступа. Так, не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Кроме того, ограничена в доступе информация следствия, информация, составляющая врачебную, адвокатскую и иную охраняемую законом тайну.
ГК РФ, рассматривая информацию в качестве объекта гражданских прав, регулирует вопросы защиты особой разновидности информации, которая составляющей служебную или коммерческую тайну. Она является таковой в случае, если имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа, а ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ). Такая информация может дать экономическое преимущество незаконно получившей ее стороне в условиях конкуренции в ходе ведения предпринимательской деятельности.
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть сформулирован в локальных нормативных актах, принимаемых юридическим лицом, либо трудовых или гражданско-правовых договорах. Обязательность предоставления такой информации предусматривается законодательством особо. Такого рода сведения могут быть затребованы, например, следственными органами или судом. Однако в случае разглашения такой информации соответствующими должностными лицами, они могут быть привлечены к уголовной ответственности при наличии необходимых элементов состава преступления (ст. 183 УК РФ).
Служебная информация может содержать сведения, как коммерческого характера, так и касаться вопросов некоммерческого характера (включая информацию, составляющую государственную тайну). Например, это могут быть сведения в военной области (дислокация вооруженных сил), сведения о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства и т.д.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору (п. 2 ст. 139 ГК РФ). Данная норма несколько необычна, поскольку регулирует отношения между работником и работодателем, являясь, по сути, нормой трудового права, расположенной в акте гражданского законодательства.
Действующее законодательство запрещает относить к информации с ограниченным доступом, например, документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую, демографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом[134].