И органы, его осуществляющие 3 страница
90) организует и осуществляет информационное и правовое обеспечение территориальных органов и федеральных государственных учреждений и организаций Министерства юстиции РФ;
91) организует научную, научно-исследовательскую и образовательную деятельность подведомственных научных и образовательных организаций в целях подготовки квалифицированных кадров, внедрения достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность Министерства юстиции РФ, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и федеральных государственных учреждений и организаций;
92) устанавливает порядок и сроки проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей подведомственных образовательных организаций;
93) устанавливает квоту целевого приема в подведомственные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки;
94) устанавливает совместно с Министерством образования и науки РФ:
- порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы;
- порядок обеспечения администрацией мест содержания под стражей условий для получения несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также порядок оказания им помощи в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования;
95) устанавливает по согласованию с Министерством образования и науки РФ порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
96) согласовывает создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы;
97) учреждает именные стипендии, определяет размеры и условия выплаты таких стипендий;
98) участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;
99) организует, осуществляет и обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
100) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также гражданскую оборону в Министерстве юстиции РФ, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях и организациях;
101) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;
102) осуществляет иные функции.
13.6.2. Департаменты Министерства юстиции РФ
В структуру Министерства юстиции РФ входят: центральный аппарат, зарубежный аппарат, территориальные органы Министерства юстиции РФ, федеральные государственные учреждения Министерства юстиции РФ (Федеральные бюджетные региональные центры судебной экспертизы и судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции РФ, Федеральные казенные учреждения, государственные юридические бюро).
Центральный аппарат Министерства юстиции РФ состоит из структурных подразделений - департаментов и Аппарата Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека. В структурных подразделениях Министерства юстиции РФ образуются отделы.
Соответственно, в центральном аппарате Министерства юстиции РФ в настоящее время действуют следующие структурные подразделения:
1) Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов, состоящий из трех отделов:
- отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в финансовой и экономической сферах;
- отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в правоохранительной и социальной сферах;
- отдела государственного реестра нормативных правовых актов;
2) Департамент организации и контроля, в котором одиннадцать отделов:
- отдел общественных связей;
- отдел документационного обеспечения;
- отдел по работе с обращениями граждан;
- отдел планирования и организационного обеспечения;
- отдел координации и ведомственного контроля деятельности территориальных органов Министерства юстиции РФ;
- отдел анализа и обработки информации;
- отдел правового обеспечения;
- отдел по защите государственной тайны;
- отдел контроля за хозяйственной деятельностью и использованием бюджетных средств;
- отдел контроля;
- отдел развития информационных систем;
3) Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов, в котором пять отделов:
- отдел по выработке государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний;
- отдел нормативно-правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний;
- отдел обеспечения конституционных прав граждан при исполнении уголовных наказаний и по вопросам нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
- отдел координации, анализа и контроля деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний;
- отдел координации, анализа и контроля деятельности в сфере исполнения судебных актов;
4) Департамент государственной службы и кадров, состоящий из:
- отдела по вопросам государственной службы;
- отдела организации кадровой работы в подведомственных федеральных службах, территориальных органах и учреждениях Министерства юстиции РФ;
- отдела по работе с кадрами центрального аппарата Министерства юстиции РФ;
- отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
- отдела по делам гражданской обороны, мобилизационной работе, воинскому учету и бронированию;
5) Департамент международного права и сотрудничества, состоящий из:
- отдела международных договоров;
- отдела международных связей;
- отдела международной правовой помощи;
- отдела по вопросам передачи осужденных;
- отдела по вопросам легализации и апостиля;
- отдела правового обеспечения международной экономической интеграции;
6) Департамент конституционного законодательства, состоящий из:
- отдела уголовного законодательства и законодательства о безопасности;
- отдела конституционного законодательства;
- отдела административного законодательства и законодательства о правоохранительной и судебной деятельности;
- отдела организации антикоррупционной экспертизы и аккредитации независимых экспертов;
7) Департамент экономического законодательства, в котором четыре отдела:
- отдел гражданского законодательства;
- отдел земельного, жилищного и градостроительного законодательства;
- отдел законодательства о труде, социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, науке и культуре;
- отдел законодательства о государственном регулировании экономики;
- отдел законодательства об энергетике, транспорте, связи и массовых коммуникациях;
- отдел законодательства о бюджете, налогах и финансовом контроле;
- отдел законодательства о финансовой деятельности и ценных бумагах;
- отдел экологического и природного законодательства;
- отдел законодательства о внешнеэкономической деятельности;
8) Департамент управления делами, в который входит:
- планово-экономический отдел;
- отдел бухгалтерского учета и методологии;
- отдел социального и хозяйственного обеспечения;
- отдел договорной и правовой работы;
- отдел по управлению имуществом;
- отдел размещения заказов;
- отдел информационно-технического обеспечения и связи;
9) Департамент по делам некоммерческих организаций, который состоит из:
- отдела по делам общественных объединений и политических партий;
- отдела регистрации и контроля религиозных организаций;
- отдела регистрации символики;
- отдела ведения реестров и выдачи информации;
- отдела анализа и методики обеспечения деятельности территориальных органов;
10) Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, который состоит из:
- отдела по вопросам, бесплатной правовой помощи и правового просвещения,
- отдела по вопросам нотариата;
- отдела по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;
- отдела правового регулирования, анализа и контроля деятельности судебно-экспертных учреждений;
11) Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения, который состоит из:
- отдела координации законопроектной деятельности и взаимодействия с Федеральным Собранием РФ;
- отдела по вопросам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра;
- отдела мониторинга правоприменения;
12) Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, состоящий из:
- отдела рассмотрения жалоб по уголовно-правовым вопросам;
- отдела рассмотрения жалоб по гражданско-правовым вопросам;
- отдела анализа прецедентной практики, организации и контроля исполнения решений;
- отдела делопроизводства.
Не являются структурными подразделениями Министерства юстиции РФ, однако находятся при нем и, соответственно, являются учреждениями (организациями) Министерства юстиции РФ также:
- Федеральное бюджетное учреждение "Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ";
- Федеральное бюджетное учреждение "Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции РФ";
- Федеральное бюджетное учреждение "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ";
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции РФ".
Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний подведомственны Министерству юстиции РФ.
13.6.3. Федеральная служба судебных приставов РФ
Федеральная служба судебных приставов РФ (ФССП) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Возглавляет ФССП директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.
Главный судебный пристав РФ:
1) осуществляет руководство деятельностью ФССП;
2) осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
3) осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области;
4) в случае необходимости принимает решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;
5) осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее - совершение исполнительных действий), производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений ФССП;
6) определяет тактику проведения исполнительно-розыскных действий, осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц ФССП, осуществляющих розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
7) устанавливает порядок служебных взаимоотношений судебных приставов и иных должностных лиц ФССП и их служебной дисциплины с учетом особенностей прохождения государственной службы, предусмотренных законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами;
8) при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия;
9) издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности ФССП;
10) имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение должностного лица ФССП;
11) обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;
12) при выполнении задач, возложенных на судебных приставов, организует взаимодействие с уполномоченными государственными органами по вопросам противодействия терроризму;
13) организует контроль в установленной сфере деятельности;
14) определяет порядок формирования и ведения банков данных, необходимых для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;
15) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.
Федеральная служба судебных приставов состоит из:
- Центрального аппарата ФССП;
- территориальных органов ФССП;
- структурных подразделений территориальных органов ФССП России (районных отделов ФССП, межрайонных отделов ФССП России, специализированных отделов ФССП).
Причем Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:
- осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
- организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;
- организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава РФ об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;
- организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта гражданина - ответчика по гражданскому делу и (или) ребенка;
- при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия;
- издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;
- имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение должностного лица службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;
- обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;
- взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы;
- организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом "О судебных приставах", Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Возглавляющий же структурное подразделение ФССП или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации старший судебный пристав:
- организует работу подразделения судебных приставов;
- обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве";
- организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану;
- взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;
- организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений ФССП;
- организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также розыск на основании судебного акта гражданина - ответчика по гражданскому делу и (или) ребенка;
- издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов;
- имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение должностного лица подразделения судебных приставов;
- является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов);
- осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;
- в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя;
- при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом "О судебных приставах", Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
13.6.3.1. Центральный аппарат Федеральной службы
судебных приставов
Федеральную службу судебных приставов возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов РФ. У него есть первый заместитель, четыре других заместителя директора.
Центральный аппарат ФССП включает в свой состав следующие управления:
1) Управление организации исполнительного производства;
2) Управление организации обеспечения установленного порядка деятельности судов;
3) Управление по исполнению особо важных исполнительных производств;
4) Управление организации дознания и административной практики;
5) Организационно-контрольное управление;
6) Управление делопроизводства;
7) Управление делами;
8) Управление государственной службы и кадров;
9) Правовое управление;
10) Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности;
11) Управление информационных технологий;
12) Управление организации работы по розыску должников, их имущества и розыску детей;
13) Управление рассмотрения обращений в исполнительном производстве;
14) Отдел по защите государственной тайны, мобилизационной подготовке и гражданской обороне;
15) Отдел по взаимодействию со средствами массовой информации.
Управления возглавляются начальниками управлений. В некоторых управлениях есть должности заместителей начальников управлений. В отделах (отделах управления) трудятся начальники, заместители начальника, советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты, ведущие специалисты третьего разряда и старшие специалисты первого разряда.
13.6.3.2. Судебные приставы, их виды и полномочия,
основы взаимодействия с судами
Судебный пристав это состоящее на государственной службе должностное лицо, назначенное и вступившее в соответствующую должность. Судебным приставом не может быть гражданин другой страны, или лицо, не достигшее возраста двадцати одного года, не имеющее среднего общего или среднего профессионального образования (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшего юридического образования), ранее судимое, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием, либо не способное по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Различают два вида судебных приставов:
- судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, или иначе - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные акты, акты других органов и должностных лиц (судебные приставы-исполнители).
На судебных приставов возлагаются задачи по: обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц; исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством РФ к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов. В связи с чем судебные приставы наделяются определенным кругом полномочий.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
- обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий - вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;
- обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;
- поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;
- выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;
- осуществлять охрану здания, помещений суда;
- в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;
- осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;
- на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;
- на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;
- по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;
- при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;
- при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном УПК;
- на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;
- на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
- взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил РФ, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;
- проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
- оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
- по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.
Для исполнения данных обязанностей судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов наделен определенным комплексом полномочий. В частности, он вправе:
- при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;
- при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);
- в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "Об исполнительном производстве";
- проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;
- в порядке, предусмотренном законодательством РФ, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;
- не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;
- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством РФ об административных правонарушениях;
- при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;
- применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О судебных приставах".
Условия же применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов включают в себя следующие положения.
1. Судебный пристав должен:
- предупредить о намерении применить физическую силу, специальное средство или огнестрельное оружие, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить таковые, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;