ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Методические указания
Уголовный процесс
Методические указания
по изучению учебной дисциплины,
задания для обязательной контрольной работы
для учащихся заочной формы обучения V курса
специальность 2-24 01 02
«Правоведение»
Полоцк
2013
Авторы: Агапончик В.В., преподаватели юридических дисциплин УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»
Разработано на основе типовой учебной программы дисциплины «Уголовный процесс», утверждённой Министерством Образования Республики Беларусь, 2008 г.
Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии юридических дисциплин УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж» 11.09.2013, протокол №2
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Примерный тематический план
3.Программа изучения дисциплины
4.Литература
5.Вопросы для подготовки к семестровому экзамену
6.Методические указания по выполнению домашней
контрольной работы
7.Вопросы для выполнения домашней контрольной работы
8.Практические ситуации для выполнения домашней
контрольной работы
9.Таблица распределения заданий для выполнения домашней контрольной работы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Уголовный процесс» - это специальная правовая дисциплина, являющаяся одной из основополагающих в юридическом образовании.
«Уголовный процесс» является дисциплиной уголовно-правового цикла, тесно связанной с такими дисциплинами, как «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право», «Криминалистика», «Административное право», «Административно-деликтное право», «Гражданский процесс».
Цель изучения дисциплины - дать учащимся средних специальных учебных заведений необходимые знания о порядке производства по уголовным делам, деятельности уполномоченных государственных органов и должностных лиц по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел, а также о правах и обязанностях граждан, вовлекаемых в том или ином качестве в производство по уголовным делам.
Задачей изучения дисциплины «Уголовный процесс» является формирование высокого уровня правосознания, творческого и научного мышления будущих юристов; выработка умений свободно ориентироваться в уголовно-процессуальном законодательстве, навыков к самостоятельному анализу, толкованию и применению норм права.
Для успешного усвоения курса учащимся необходимо всесторонне ознакомиться с действующим уголовно-процессуальным законодательством, практикой его применения, заключениями Конституционного Суда Республики Беларусь, постановлениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, определяющими права и свободы человека, а также с учебной и дополнительной литературой.
Программа курса «Уголовный процесс» составлена с учетом новейшего законодательства.
В результате изучения дисциплины «Уголовный процесс» учащиеся
Должны знать на уровне представления:
- предмет и методы, принципы, систему источников уголовного процесса, уголовно-процессуальные отношения;
- теорию и практику реализации норм уголовно-процессуального права;
- организацию и деятельность органов прокуратуры, предварительного расследования и дознания;
знать на уровне понимания:
- систему уголовно-процессуального права, его основные институты; принципы и задачи уголовно-процессуального права;
- правовое положение участников уголовного процесса;
- виды доказательств и доказывание в уголовном процессе;
- меры процессуального принуждения;
- стадии уголовного процесса;
- порядок судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра решений судов по уголовным делам, виды судебных постановлений;
- подведомственность и подсудность уголовных дел;
- понятие, систему и правовые основы использования технико-криминалистических средств;
уметь:
-оперировать уголовно-процессуальными категориями, ориентироваться в нормативных актах, регулирующих уголовно-правовые, уголовно-процессуальные отношения, анализировать и правильно применять их;
- составлять проекты процессуальных документов;
- владеть приемами осуществления процессуальных действий.
Изучение уголовного процесса как учебной дисциплины обеспечивает
профессиональную подготовку квалифицированных специалистов для работы в правоохранительных органах, судах, адвокатуре.
На практических занятиях учащиеся должны научиться применять полученные теоретические знания в конкретных жизненных ситуациях (казусах), решая предложенные преподавателем задачи и составляя необходимые процессуальные документы.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Количество часов | |
всего | в т. ч. на практические занятия | |
Введение | ||
1. Понятие, сущность и задачи уголовного процесса | ||
2. Принципы уголовного процесса | ||
3. Участники уголовного процесса | ||
4. Доказательства и доказывание | ||
5. Меры процессуального принуждения | ||
6. Гражданский иск в уголовном процессе | ||
7. Процессуальные документы, сроки и издержки | ||
8. Возбуждение уголовного дела | ||
9. Понятие, формы и стадии предварительного расследования | ||
10. Общие условия производства предварительного | ||
11. Прекращение и окончание предварительного расследования | ||
12. Подсудность. Назначение и подготовка судебного разбирательства | ||
13.Судебное разбирательство | ||
14. Кассационное производство | ||
15. Исполнение приговора | ||
16 Надзорное производство | ||
17. Производство по уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам | ||
Итого |