Общие и военные суды: сходство и различие
Перечень заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по дисциплине «Правоохранительные органы»
На первый семестр 2009 – 2010 года
1. Сравните определения правоохранительной деятельности (правоохраны), предлагаемые разными авторами. Какое из их Вы считаете наиболее обоснованным? Письменно обоснуйте свою точку зрения (1 – 2 страницы машинописного текста).
2. Какой из терминов: «правоохранительные» или «полицейские органы» – Вы считаете наиболее подходящим к правовой системе современной России? Письменно обоснуйте свою точку зрения (1 – 2 страницы машинописного текста).
3. Письменно ответьте на вопрос: как соотносятся и взаимодействуют друг с другом принципы правосудия (1 – 2 страницы машинописного текста)?
4. Составьте схему «Судебная система Российской Федерации».
5. Составьте схему «Судебные инстанции».
6. Изобразите в виде схемы структуру районного суда, суда среднего звена общей юрисдикции, Верховного суда РФ или военного суда (по своему выбору), полномочия его структурных подразделений и сотрудников аппарата суда.
7. Заполните таблицу:
Общие и военные суды: сходство и различие
Общие суды | Военные суды | |
8. Прочитайте интервью с председателями судов общей юрисдикции, опубликованные в журнале «Закон» за текущий или предыдущий год под рубрикой «Председатель суда». Какие проблемы организации и деятельности судов председатели считают наиболее важными? Что общего и в чём расходятся их точки зрения? Ответьте на эти вопросы в письменной форме (1 – 3 страницы машинописного текста).
9. Прочитайте интервью с председателями арбитражных судов, опубликованные в журнале «Закон» за текущий или предыдущий год под рубрикой «Председатель суда». Какие проблемы организации и деятельности арбитражных судов председатели считают наиболее важными? Что общего и в чём расходятся их точки зрения? Ответьте на эти вопросы в письменной форме (1 – 3 страницы машинописного текста).
10. Изобразите в виде схемы структуру арбитражного суда субъекта РФ, арбитражного апелляционного суда, федерального арбитражного суда округа или Высшего арбитражного суда РФ (по выбору преподавателя), полномочия его структурных подразделений и сотрудников аппарата суда.
11. Составить таблицу «Верховный Суд РФ и Высший арбитражный Суд РФ: сходство и различия».
12. Каково значение третейских судов? Нужны ли такие суды в нашей стране? Письменно обоснуйте свой ответ (1 – 2 страницы машинописного текста).
13. Прочитайте федеральные конституционные законы, вносившие изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Сравните их. Сформулируйте причины внесения указанных изменений и дополнений и их результаты в письменной форме (1 – 3 страницы машинописного текста).
14. Изобразите в виде схемы структуру Конституционного суда РФ и полномочия его сотрудников.
15. Проанализируйте постановление Конституционного Суда РФ (по выбору преподавателя), найдите в нём и выделите на ксерокопии документа следующие составные элементы:
1) наименование решения, дата и место его принятия;
2) персональный состав Конституционного Суда Российской Федерации, принявший решение;
3) сведения о сторонах;
4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;
5) нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», согласно которым Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассматривать данный вопрос;
6) требования, содержащиеся в обращении;
7) фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом Российской Федерации;
8) нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», которыми руководствовался Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения;
9) доводы в пользу принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;
10) формулировка решения;
11) указание на окончательность и обязательность решения;
12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования;
13) особое мнение (мнения).
Согласны ли Вы с решением Конституционного Суда РФ, изложенным в постановлении, или с одним из особых мнений, прилагаемых к нему? Письменно обоснуйте свой ответ (1 – 2 страницы машинописного текста).
16. Каково значение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации? Нужны ли такие суды в нашей стране? Письменно обоснуйте свой ответ (1 – 2 страницы машинописного текста).
17. Заполните таблицу «Правовой статус судей в РФ»:
Порядок избрания или назначения | Срок полно-мочий | Возрастные ограничения | Ограни-чения по сроку занимаемой должности | Требования к наличию стажа работы по юридической профессии | |
Мировой судья | |||||
Судья районного (городского) суда общей юрисдикции | |||||
Судья военного суда | |||||
Судья краевого (областного) суда | |||||
Судья Верховного Суда РФ | |||||
Судья Конституционного Суда РФ | |||||
Судья Высшего Арбитражного Суда РФ |
18. Составьте и заполните таблицу «Правовой статус присяжных и арбитражных заседателей: сравнительный анализ»
19. Чем отличается суд присяжных от суда шеффенов? Какой из них вы считаете наиболее предпочтительным для России и почему? Объясните вашу точку зрения (1 – 2 страницы машинописного текста).
20. Составьте и заполните таблицу «Права и обязанности милиции и органов ФСБ: сравнительный анализ».
21. Изобразите в виде схемы систему органов внутренних дел РФ.
22. Изобразите в виде схемы структуру и назовите полномочия Государственного таможенного комитета РФ.
23. Составьте кроссворд по теме «Органы обеспечения правопорядка и безопасности».
24. Решите кроссворд, составленный другим студентом (по выбору преподавателя).
25. Изобразите графически в виде схемы систему органов прокуратуры РФ.
26. Изобразите графически систему органов юстиции РФ (в виде схемы).
27. Изобразите графически уголовно-исполнительную систему РФ в виде схемы.
28. Составьте схему «Адвокатские образования в Российской Федерации», указав особенности каждого вида адвокатских образований.
29. Какие проблемы организации юридической помощи гражданам в РФ вы считаете наиболее важными? Объясните вашу точку зрения (1 – 2 страницы машинописного текста).
30. В соответствии с «Основами законодательства РФ о нотариате» перечислите:
1) критерии, установленные законом к нотариусам в РФ;
2) виды и структура нотариата в РФ;
3) цели и функции нотариальной деятельности;
4) виды нотариальных действий и их краткая характеристика (всего их двадцать).
31. Составьте таблицу «Правовой статус нотариуса, занимающегося частной практикой, и нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе: сравнительный анализ».
32. Какие проблемы организации и деятельности нотариата в РФ вы считаете наиболее важными? Объясните вашу точку зрения (1 – 2 страницы машинописного текста).
33. Разработайте на компьютере презентацию или снимите учебный видеосюжет на тему, предложенную преподавателем или выбранную вами с согласия преподавателя.
Проанализируйте нормы конституций или законов зарубежных стран (одной или нескольких), регулирующие деятельность того или иного правоохранительного органа. Сравните их с соответствующими положениями российского законодательства. Какие особенности и общие черты имеются у правовых норм обеих государств? Какие нормы (с изменениями или без них) законодательство одной страны могло бы позаимствовать у другой? Письменно обоснуйте свой ответ (1 – 2 страницы машинописного текста).
Критерии оценивания самостоятельной работы:
составление схемы: 1 – 3 балла;
составление и заполнение таблицы: 1 – 2 балла;
анализ постановления Конституционного Суда РФ: 1 – 2 балла;
письменный ответ на вопрос: 1 – 3 балла;
составление кроссворда: 1 – 3 балла.
решение кроссворда: 1 – 2 балла.
В сумму баллов также включаются:
решение задач по выбору преподавателя (1 – 2 балла за каждую задачу);
составление заданий по дисциплине «Правоохранительные органы» с решением или ответами (1 – 4 балла за каждое задание);
подготовка научных статей, конкурсных работ, выступление на конференциях с подготовкой тезисов под научным руководством преподавателя (по 1 – 7 баллов за каждую работу);
участие в деятельности научного студенческого кружка (1 – 10 баллов).
Составил: старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса, кандидат юридических наук Э.В. Жидков.