Общим сроком рассмотрения административных дел является срок в два месяца (три месяца для Верховного Суда РФ).
Сокращенные сроки предусмотрены для отдельных категорий дел, что обусловлено их спецификой: например, по административным делам о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке срок рассмотрения составляет пять дней.
В целом, характеризуя Кодекс административного судопроизводства, стоит отметить, что его положения во многом схожи с конструкциями и институтами, закрепленными в гражданском процессуальном законодательстве. Однако специфика отношений, из которых возникают споры, рассматриваемые в соответствии с Кодексом, повлияла на наличие ряда особенностей.
ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Комментарий к главе 21 КАС
1. Нормы главы определяют порядок осуществления производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.
Оспаривание нормативных правовых актов носит публично-правовой характер, в данном случае предметом судебного разбирательства является правовой конфликт (спор) в сфере нормотворчества.
Разрешая этот спор, суд
- оценивает соответствие спорного нормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу,
- а также проверяет наличие соответствующих полномочий у органа (должностного лица), принявшего спорный акт. Следует отметить, что институт оспаривания нормативных правовых актов существовал и прежде. Комментируемый Кодекс регламентирует данные отношения более подробно, с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, касающихся данной сферы.
Основанием для производства по данным делам является обращение с административным исковым заявлением установленных в данной главе субъектов.
В ст. 208 Кодекса детализируется перечень субъектов, которые могут обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного акта недействующим.
Так, выделено четыре группы субъектов, которые вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Во-первых, это лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В комментируемой главе законодатель не конкретизирует значение термина "лица". В силу этого можно говорить, что в качестве лиц, имеющих право обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, могут обратиться как физические, так и юридические лица.
При этом установлено два случая, когда такое обращение возможно. Прежде всего, в случае, когда оспариваемый акт уже применен к лицу, т.е. суд или иной правоприменительный орган вынес решение о применении к лицу данного акта.
И второй случай, когда оспаривание нормативного правового акта возможно указанными лицами - если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При этом под законным интересом следует понимать стремление субъекта пользоваться определенным социальным благом и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права интересов, которое в определенной степени гарантируется государством в виде юридической дозволенности, отраженной в объективном праве либо вытекающей из его общего смысла.
Во-вторых, субъектом права обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта может обратиться общественная организация. В этом случае общественная организация выступает с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения, при условии что это предусмотрено федеральным законом.
В-третьих, с административным исковым заявлением могут обратиться прокурорв пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования.
Данные субъекты могут обратиться с административным иском об оспаривании нормативного правового акта, в том числе принятого на референдуме субъекта Российской Федерации или местного референдума.
Условиями обращения этой группы субъектов с административным исковым заявлением являются: несоответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, либо нарушение оспариваемым актом компетенции указанных субъектов, либо нарушение прав, свобод и законных интересов граждан.
В-четвертых, по вопросам реализации избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации с административным исковым заявлением могут обратиться Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования. Указанные избирательные комиссии могут обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если полагают, что оспариваемый акт:
1) не соответствует нормативному правовому акту большей юридической силы;
2) нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан;
3) нарушает компетенцию указанных избирательных комиссий.
2. Следует обратить внимание на то, что если проверка конституционности нормативных правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного СудаРоссийской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, то административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде.
В соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов; нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.