Система и источники административного права

Административное право – целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования.

Эти нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. К основным принципам отрасли можно отнести:

1. эффективность

2. законность

3. Гуманизм

4. Федерализм

5. взаимную ответственность государства и личности

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому его общеотраслевой режим носит публично-правовой характер. Это означает прежде всего опосредование, защиту публичных, т. е. общественных, интересов. Ранее деятельность государства по осуществлению публичных интересов, ведению дел была абсолютизирована, коллективное находилось над индивидуальным. В настоящее время подход к целям и задачам административного права коренным образом поменялся. Отправным пунктом здесь выступают положения ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». И теперь среди задач публичной исполнительной власти на передний план выходят задачи по закреплению, соблюдению, содействию в реализации и защите прав и свобод человека.

На первый взгляд существует дуализм целевых установок административного права: с одной стороны, эффективность деятельности исполнительной власти, с другой – реализация, защита прав и свобод лиц. Но на самом деле именно состояние реализации, защиты прав и свобод граждан и есть показатель эффективности функционирования власти.

Основные цели административного права можно определить так:

1) создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;

2) создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;

3) правовое обеспечение демократических начал в деятельности публичной администрации;

4) создание условий для развития экономики, материальной базы существования общества и всех его институтов;

5) обеспечение безопасности страны, организаций, граждан, в том числе защиты граждан и общества от административного произвола, коррупции, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия публичной исполнительной власти.

Система административного права делится на общую и особенную части. Общая включает в себя общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и нормы, регулирующие административное судопроизводство. Она, в свою очередь, делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования публичной исполнительной власти.

Общая часть охватывает две группы институтов:

1. Первая группа состоит из институтов, регулирующих административно-правовой статус:

· граждан (индивидуальных субъектов права)

· органов и государственных служащих;

· государственных организаций;

· частных организаций;

· а также определяющих формы и методы воздействия на них государственных исполнительных органов.

2. Вторая группа включает институты:

· обеспечивающие законность деятельности публичной исполнительной власти;

· регулирующие: принуждение по административному праву; административное судопроизводство.

Особенная часть административного права подразделяется на три подотрасли, объединяющие институты, регулирующие:

1) административно-политическую деятельность по обеспечению безопасности граждан, организаций, государства;

2) административно-хозяйственную деятельность государственной исполнительной власти;

3) социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ государственной исполнительной властью.

Источники:

1. Конституция РФ

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

3. Постановления Конституционного Суда РФ

4. Федеральные конституционные законы

5. Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ

6. Нормативные указы Президента РФ

7. Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ

8. Нормативные постановления Правительства РФ

9. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)

10. Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

1. Конституции (уставы) субъектов РФ

2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ

3. Законы субъектов РФ

4. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ

5. Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

6. Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

7. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

1. Уставы муниципальных образований

2. Нормативные акты представительных органов муниципального образования

3. Нормативные акты главы муниципального образования

4. Нормативные акты местной администрации

Наши рекомендации