Надзор за исполнением законов

Виды (отрасли) прокурорского надзора

Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением законовраспространяется на широкую сферу государственной, общественной и частнойдеятельности. Их разнообразие объективно обуславливает необходимостьвыделения в рамках единого по сути своей прокурорского надзора определенныхего участников или направлений. При этом единый в конечном счете объектнадзора – законность соответствующей деятельности видоизменяется, приобретает«специализацию» с учетом конкретной деятельности поднадзорного объекта(структуры), например, соблюдение природоохранного законодательства, надзор вместах заключения и т.д.Таким образом, в общем виде направления прокурорского надзора можноопределить как специализированные участки деятельности прокуратуры.,обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущимиим особенностями.В целом можно отметить стабильность основных направлений прокурорскогонадзора с момента его возникновения до настоящего времени.С учетом сказанного и в соответствии с третьим разделом статьи Закона «Опрокуратуре РФ», именуемом «Прокурорский надзор», мы можем четко определитьнаправления (отрасли) прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов

В соответствии со статьей 21 Федерального Закона «О прокуратуре РФ»Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор заисполнением законов федеральными министерствами и ведомствами,представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местногосамоуправления, органами военного управления, органами контроля, ихдолжностными лицами, а также соответствие законам, издаваемых ими правовыхактов.В предмет прокурорского надзора включается проводка законности деятельностиорганов хозяйственного управления предприятиям, учреждениями, организациями,вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями идвижениями, должностными лицами и гражданами.Надзор за исполнением законов местными представительными органами, органамиисполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицамиобщественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствиемзаконам издаваемых ими правовых актов является одним из основных направленийв деятельности органов прокуратуры и именуется общим надзором.В этой отрасли прокурорского надзора наиболее рельефно раскрывается сущностьи назначение надзора за точным и единообразным исполнением законов вгосударстве, осуществляемого Генеральным прокурором РФ и подчиненными емупрокурорами.Наименование этой отрасли – «Общий надзор» - является традиционным, оноприсвоено ему еще в период образования органов советской прокуратуры в 1922году. Оно как бы ограничивает эту отрасль от иных отраслей прокурорскогонадзора – за исполнением законов органами дознания и предварительногоследствия, в уголовном и гражданском судопроизводстве, в стадии исполненияприговоров, определений и постановлений судов.Ныне действующий закон «О прокуратуре РФ» термин «общий надзор» неиспользует, что, однако, не препятствует применению его для характеристикидеятельности прокуратуры в рассматриваемой области, а также в научных ипублицистических работах, посвященных отраслям прокурорского надзора.Сущность и назначение общего надзора главным образом составляет надзорорганов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах исфере государственного управления. В этой сфере чаще всего допускаетсяместничество, противодействие органам прокуратуры в устранении нарушенийзакона, вмешательство в их деятельность по установлению и устранениюнарушений закона. Именно в этой области государственного управления должнобыть обеспеченно действительно точное и действительно единообразное какпонимание, так и применение законов. Предписания законодателя должны твердопроводиться в жизнь, не смотря ни на какие местные различия и вопреки какимбы то ни было местным и ведомственным влияниям.Задачи прокуроров, осуществляющих общий надзор, сформулированы в КонституцииРФ, в законе «О прокуратуре РФ», а также в приказах Генерального прокурора РФ№ 7 от 11.03.1992 года « О задачах органов прокуратуры, вытекающих из законаРФ «О прокуратуре РФ», и № 20 от 28.05.1992 года «Об организации надзора иуправления в органах прокуратуры РФ».Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзорс тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного управления ивласти и общественными организациями, а также должностными лицами,соответствовали Конституции РФ, иным законодательным актам РФ, а такжепостановлениям Правительства РФ.Другая задача в сфере общего надзора состоит в том, чтобы обеспечить точное иединообразное исполнение законов должностными лицами и гражданами.Деятельность прокуроров в сфере общего надзора весьма многогранна. Но привсем многообразии поднадзорных объектов и проблем по соблюдению законностипрокуроры должны избирать те из них, которые существенным образом отражаютсяв режиме законности в государстве.Полномочия Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в областиобщенадзорной деятельности весьма широки. Прокурор вправе по предъявлениислужебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещенияподнадзорных органов и организаций. Он имеет доступ ко всем документам иматериалам, с которыми считает необходимым познакомиться в связи споступившими к нему сведениями о фактах правонарушений. Прокурор можеттребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимыхдокументов, материалов, статистических и иных сведений; выделять специалистовдля выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим впрокуратуру материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных илиподведомственных им предприятиям и организаций, вызывать должностных лиц играждан для объяснений по поводу нарушений закона.Установив факт преступного нарушения закона либо административногоправонарушения закона, прокурор возбуждает уголовное дело или производство обадминистративном правонарушении, требует привлечения виновных к инойустановленной законом ответственности.Прокуроры участвуют в заседаниях коллегий министерств и ведомств, заседанияхпредставительных органов, органов местного самоуправления. Само это участиеиспользуется в целях профилактики правонарушений, предупреждает подчаспринятие министерствами и другими органами противоречащих закону актов.Прокуратура проверяет также законность административного задержания граждан иприменения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия заадминистративные правонарушения. Установив незаконность применения таких мер,прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутыхадминистративному задержанию.На выявления нарушения законов прокурор реагирует посредством определенныхактов. Характерными признаками всех этих актов является то, что онипринимаются как итог всей предшествующей деятельности прокурора по проверкеисполнения закона.Законом «О прокуратуре РФ» применительно к рассматриваемой отрасли надзораназваны следующие акты: протест, представление, постановление.

Наши рекомендации