Предмет и метод правового регулирования. Решение проблемы расположения норм права по институтам и отраслям имеет важное практическое значение
Решение проблемы расположения норм права по институтам и отраслям имеет важное практическое значение. Например, от того, в какой акт будет включена норма о выселении за совершение преступления — в Жилищный кодекс или УК — зависят применение (или, напротив, неприменение) иных правовых норм этих отраслей с соответствующими последствиями для осужденного. Поэтому для правильного определения места нормы права в правовой системе необходимо руководствоваться двумя основными критериями: предметом и методом правового регулирования.
Предмет правового регулирования— это совокупность общественных отношений, которые подвергаются правовому воздействию. Предметом правового регулирования могут быть не все общественные отношения, а лишь те, которые имеют следующие признаки:
ь допускают, по своей сути, внешний контроль за ними со стороны государства;
ь имеется необходимость их регулирования в общих интересах нормами права, а не другими социальными нормами;
ь являются устойчивыми, несмотря на некоторые изменения, объективно свойственные каждому социальному явлению.
Предметное своеобразие общественных отношений и соответствующая им специфика норм права являются объективным критерием для выделения отраслей права. Такие отношения весьма разнообразны: от отношений по избранию Президента до имущественных отношений между супругами. Ясно, нормами одних и тех же отраслей права такие отношения не урегулировать.
Однако по мере усложнения общественных отношений и, соответственно, всей правовой системы одного предмета правово-
го регулирования для классификации отраслей права стало не хватать. Например, земельные отношения в соответствующих предмету аспектах стали регулироваться нормами и конституционного (земля как часть территории государства), и гражданского (земля как недвижимое имущество), и экологического (земля как природный ресурс) права. Потребовалось выделение второго критерия, который, не отменяя первый — предмет правового регулирования, — дополнял бы его при построении системы права. Таким критерием стал метод правового регулирования.
Метод правового регулирования— это совокупность способов воздействия норм отрасли права на общественные отношения, регулируемые данной отраслью права. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос «что регулировать», то метод — на вопрос «как регулировать». Метод правового регулирования характеризуется следующими признаками.
l Основаниями возникновения прав и обязанностей участников общественных отношений.Они могут возникать из решений государственных органов (например, призыв на военную службу) или из договоров (купли-продажи и др.).
l Степенью самостоятельности участников общественных отношений.Нормы права могут исчерпывающим образом определять права и обязанности участников отношений либо допускать их установление или выбор самими участниками.
В зависимости от преобладания в методах правового регулирования того или иного из двух вышеназванных признаков они разделяются на императивный и диспозитивный. Императивный метод основан на подчинении одной стороны (частного лица) другой (государству). Диспозитивный метод основан на равенстве положения сторон, добровольности их вступления в правотношения, самостоятельности и автономии их воли. Отграничение императивного и диспозитивного методов производится также по следующим дополнительным признакам.
l Доминированием определенного вида норм,регулирующих общественные отношения: запретительных (запрет изготовления огнестрельного оружия), дозволительных (допущение неприменения кассового аппарата при торговле газетами), поощрительных (двойная оплата труда за работу в сверхурочное время), рекомендательных и т. п.
l Характером санкций за нарушение норм права.Они могут быть конституционными (отзыв депутата избирателями),
имущественными (бесплатная замена некачественного товара), уголовными (лишение свободы) и т. д.
l Субъектами и средствами восстановления нарушенных прав и принуждения к исполнению обязанностей участников правоотношений.Нарушенные права могут восстанавливаться без участия государственных органов (путем переговоров сторон, третейским судом, комиссией по трудовым спорам в конкретной организации и т. п.) либо с их участием (вышестоящими административными органами или судами). Если участник правоотношения не удовлетворен восстановлением своих прав без участия государственных органов, он вправе обратиться к ним за помощью. По этому признаку методы правового регулирования иногда классифицируют на метод убеждения и метод принуждения. В условиях неисполнения законов в РФ метод убеждения применяется сравнительно редко. Участники правоотношений, не желая уступать друг другу, обращаются в суды даже за разрешением незначительных вопросов, которые могли быть решены во внесудебном порядке.
Метод каждой отрасли права состоит из различного сочетания указанных признаков, которое не определяется законодателем произвольно, а формируется исходя из предмета правового регулирования, строения отрасли права, необходимости и эффективности того или иного способа воздействия на общественные отношения. Например, наказание за совершение такого общественно опасного деяния, как преступление, может быть исполнено только с участием государства в лице органов милиции, прокуратуры, суда, уголовно-исполнительного учреждения.
Однако даже предмет и метод правового регулирования не всегда позволяют четко разграничить отрасли права. Этот процесс подчас требует глубоких и долгих научных исследований. Учеными и в настоящее время ведутся споры о том, считать ли, например, земельное право самостоятельной отраслью права или рассматривать его как часть экологического (природоохранительного) права.
Публичное и частное право
Деление права на публичное и частное было признано в Древнем Риме. В соответствии с этим делением право состоит из двух частей, регулирующих отношения с участием государства (публичное право) или без него (частное право).
Деление права на публичное и частное имеет свои достоинства и недостатки. В нашей стране в настоящее время, в условиях переходного общества, оно способствует освобождению правосознания от представлений о всевластии государства, неоправданных надежд на помощь государства в решении вопросов, имеющих сугубо частный характер, обозначает сферы общественной жизни, вмешательство государства в которые запрещено или существенно ограничено. Тем самым исключается произвольное вмешательство в частную жизнь отдельных органов и должностных лиц государства, обеспечивается большая свобода и реализация прав личности. Собственно, обращение к изучению публичного и частного права в нашей стране в немалой степени обусловлено поиском новых форм взаимодействия государства, права, общества и индивида.
Публичное право — это сфера, связанная с властной деятельностью государства. Частное право — это сфера разгосударствления, децентрализации, свободы выбора частного лица. Соответственно, публичному праву свойствен императивный метод регулирования общественных отношений, а частному праву — диспозитивный. Исходя из этого к сфере публичного права относят такие отрасли, как конституционное, административное, уголовное, финансовое право; к сфере частного права — гражданское, семейное, трудовое право. К публичной и частным сферам относят, соответственно, международное публичное право и международное частное право.
Недостатки деления права на публичное и частное не менее серьезны, чем его достоинства. Не случайно в нашей стране такое деление правовой системы не только не отражено в законодательстве, но и не находит поддержки у ряда ученых.
Во-первых, деление права на публичное имеет надотрасле-вой характер. Основой такого деления является вторичный и в данном случае единственный критерий разделения права на отрасли — метод правового регулирования. Поэтому без предмета правового регулирования оно не может учитывать специфику различных общественных отношений.
Во-вторых, метод правового регулирования не может быть самодостаточным основанием для разделения права на какие-либо сферы, поскольку любой метод производен и зависим от предмета регулирования. Игнорирование этой закономерности приводит к наукообразному теоретизированию и искусственно-
му дроблению правовой системы, не обусловленному потребностями общественной практики.
В-третьих, разделение права на публичное и частное ведет к чрезмерному обобщению различных по своей сути общественных отношений. Ни одна отрасль права не может быть признана полностью частной хотя бы потому, что право в целом формируется государством, которое предусматривает в конкретных отношениях свое участие (или его возможность). Такое участие в зависимости от специфики общественных отношений происходит в самых различных формах, сочетающих в себе императивные и диспозитивные начала или даже противоречащих диспозитивно-му методу частного права. Например, в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, т. е. относимых к частноправовым, государство выступает на равных началах с гражданами. Следовательно, в данном случае в отношениях с участием государства неприменим императивный метод регулирования. Отсутствие же необходимости участия государства в регулировании общественных отношений свидетельствует о том, что они должны регулироваться не правовыми, а иными социальными нормами.
Кроме того, объективно непрерывное изменение жизни оказывает существенное влияние на предмет регулирования частного и публичного права. Те сферы общественных отношений, в которых ранее участвовало государство, со временем перестают быть публично-правовыми. В то же время вовлечение в законодательное регулирование новых общественных отношений обусловливает и новое участие в них государства.
Таким образом, при изучении правовой системы России нельзя замкнуться на ее делении на публичное и частное право, поспешно и без должной критичности заимствованному из зарубежных правовых систем. Для практической деятельности требуется более глубокое знание правовой системы, исходя из предмета и метода регулирования каждой отрасли права.