Место учебной дисциплины и взаимосвязь с иными дисциплинами в структуре основной образовательной программы

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция

квалификация «бакалавр»

Нижний Новгород

АВТОРЫ:

Аменицкая Наталия Анатольевна, заведующий кафедрой уголовно-процессуального права ПФ ФГБОУВПО «РАП».

РЕЦЕНЗЕНТ:

Федулов Андрей Владимирович,начальник кафедрыуголовного процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр».

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 6 от 27 декабря 2013 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 5 от 2014 г.)

© ПФ ФГБОУВПО «РАП», 2014.

© Аменицкая Н.А., 2014.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….. …………4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………............................9

Тематический план ………………………………………………….. ……….. 10

Программа курса………………………………………………….......................12

Планы семинарских (практических)занятий………………………………….38

Методические рекомендации по изучению дисциплины и

организации самостоятельной работы………………………….…………… 95

Контрольные задания …………………………………………………………128

Примерная тематика курсовых работ…………………………………………130

Литература ……………………………………………………………………..139

Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………….150

Словарь (глоссарий)……………………………………………………………153

ВВЕДЕНИЕ

Уголовный процесс занимает особое место в ряду правовых регуляторов жизнедеятельности общества и государства. Будучи действенным механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, он в то же время обеспечивает легальность функционирования институтов гражданского общества, публичных организаций и учреждений. Создавая и поддерживая в российском социуме необходимый баланс между частными, общественными и публичными интересами, уголовное судопроизводство является важной гарантией основ государственности и суверенитета России.

Учебная дисциплина «Уголовный процесс» является структурной составляющей базовой части профессионального цикла, нацелена на овладение глубокими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для эффективного применения уголовно-про­цессуального законодательства в деятельности по обеспечению конституционных прав, свобод и законных интересов личности, интересов правосудия, государства и общества в сфере уголовного судопроизводства России.

Курс уголовного процесса состоит из Общей и Особенной частей.

При изучении Общей части осваиваются понятие и сущность уголовного процесса, основные его категории, назначение, принципы, уголовно-процессуальное законодательство, процессуальный статус участников уголовно-процессуальной деятельности, положения о доказательствах и доказывании по уголовным делам, уголовно-процессуальное принуждение и его виды, ряд других вопросов.

В особенной части дисциплины изучается непосредственно уголовно-процессуальная деятельность, ее постадийное развитие и осуществление. Освоение порядка производства по уголовному делу основывается на изучении процедуры возбуждения, расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел, проверки законности и обоснованности вынесенных приговоров и других решений. При этом студентам необходимо усвоить содержание и порядок производства отдельных уголовно-процессуальных действий, понять основания и процедуру принятия различных видов решений по уголовному делу.

Изучая указанный курс, студенты знакомятся с многоаспектной деятельностью органов кримкогнитивной системы по обнаружению и выявлению преступлений, возбуждению, расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел. Осуществляемая в особом процессуальном порядке деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда направлена на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, привлечении к уголовной ответственности лиц виновных в совершении преступления, осуществлении правосудия по уголовным делам.

Основными аудиторными формами изучения материала являются лекции, семинарские и практические занятия.

На лекциях раскрываются основные понятия уголовного процесса, дается анализ наиболее значимых аспектов уголовно-процессуальной деятельности. Особое внимание уделяется изучению уголовно-процессуального законодательства, судебной и прокурорско-следственной практике.

На семинарских и практических занятиях обсуждаются основополагающие и спорные теоретические вопросы и практические ситуации, решаются задачи, обсуждаются доклады и сообщения, проводятся деловые игры.

В ходе преподавания курса «Уголовный процесс» решаются задачи:

- познавательного характера - студенты должны получить знания об основных положениях науки уголовного процесса, уголовно-процессуальном законодательстве и практике его применения

- развивающего характера - обучаемые совершенствуют способности к анализу и толкованию положений науки и законодательства, к учету и использованию в правоприменительной деятельности материалов следственной судебной практики.

- профессионально-практического характера – у студентов формируются практические навыки по применению уголовно-процессуальных норм, производству процессуальных действий, принятию решений и их оформлению во всех стадиях уголовного процесса

- воспитательного характера – формируется уважения к праву, уголовно-процессуальной форме путем формирования установки на недопустимость любого нарушения закона, строгому соблюдению законности в практической деятельности.

Осваивая учебную дисциплину «Уголовный процесс», студент готовится к правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности.

В результате освоения курса дисциплины студенты должны быть способны решать следующие профессиональные задачи:

- принимать законные и обоснованные решения в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу, а также совершать действия, связанные с их реализацией на основе норм уголовно-процессуального права

- уметь составлять процессуальные документы

- производить следственные действия и иные процессуальные действия

- вести судебное разбирательство

- выступать в роли участников процесса как со стороны обвинения, так и защиты

- знать и обеспечивать права и законные интересы участников уголовного судопроизводства

- профессионально осуществлять консультирование по вопросам уголовно-процессуального права

- осуществлять правовую экспертизу документов в части их соответствия нормам уголовно-процессуального права

- уважать и соблюдать охраняемые законом интересы личности, общества и государства.

Освоение дисциплины (в комплексе с другими дисциплинами основной образовательной программы) направлено на формирование следующих общекультурных компетенций:

1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

2. способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

3. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

4. способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4)

5. обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

6. имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

7. стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

8. способен использовать основные положения и методы социальных и профессиональных задач (ОК-8);

9. способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

10. способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

11. владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

12. способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12)

профессиональных компетенций:

1. способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

2. способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

3. способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

4. способен применять нормативные правовые акты, реализовать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

5. способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

6. владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

7. готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

8. способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

9. способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

10. способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

11. способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

12. способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

13. готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

14. способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

15. способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Место учебной дисциплины и взаимосвязь с иными дисциплинами в структуре основной образовательной программы

Уголовный процесс относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла (Б.3)

Дисциплина имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с элементами ООП. Успешное усвоение курса предполагает предварительное изучение студентами философии, логики, социологии, политологии, теории и истории государства и права, конституционного права, международного права, уголовного права и других предусмотренных учебным планом дисциплин. Необходимы предварительные знания, умения, навыки, приобретенные в части освоения элементов общекультурной компетенции: ОК-1, ОК – 3, ОК – 4, ОК- 6, ОК- 10, ОК – 11; в правоприменительной деятельности: ПК – 2, ПК – 4, ПК – 6, в правоохранительной деятельности – ПК – 8, ПК – 9, ПК – 13.

Уголовный процесс занимает особое место в правовой системе, т.к. он направлен на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Предмет дисциплины «уголовный процесс» - это не только законодательство, не только знание о нем, но, прежде всего деятельность органов предварительного расследования по расследованию совершенных и предупреждению готовящихся преступлений, судопроизводственная деятельность по рассмотрению и разрешению уголовных дел.

Уголовный процесс опирается на положения конституционного права. Конституция РФ закрепляет нормы, которые положены в основу уголовного процесса.

Уголовный процесс базируется на изучении уголовного права. У них общие задачи, принципы, внутренняя согласованность норм. Уголовно-процессуальное право представляет собой способ принудительной реализации уголовно-правовых норм.

Знание норм гражданского права необходимо для решения вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного преступлением.

Изучение уголовного процесса необходимо для успешного изучения криминалистики. Эффективное применение различных методик для раскрытия и расследования преступлений должно базироваться на четком понимании процессуальных норм, регламентирующих предварительное расследование и судебное разбирательство. Уголовный процесс связан с уголовно-исполнительным правом. Они регулируют различные стороны порядка назначения и изменения судом режима содержания осужденного, обращения приговора к исполнению, а также порядка и условия исполнения и отбывания наказаний.

Приобретенные в ходе изучения дисциплины «Уголовный процесс» теоретические знания должны быть закреплены в ходе прохождения студентами учебной и производственной практики.

Объем дисциплины и виды учебной работы[1]

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
очная
Зачетные единицы [2] - общая трудоемкость   8 з.е – 324 ч.
Всего аудиторных занятий из них: 106
Лекции   32
Семинарские (практические) занятия   74
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС   218
Форма итогового контроля   экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)

Наши рекомендации