Работы и подготовке к практическому занятию. Понятие земель лесного фонда содержится в ст

Понятие земель лесного фонда содержится в ст. 101 ЗК РФ. К землям лесного фонда относятся лесные земли (покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, – разновидность земельных отношений. В силу этого все нормы, регулирующие отношения по поводу земель лесного фонда, носят земельно-правовой характер независимо от того, содержатся ли они в земельном законодательстве или в Лесном кодексе Российской Федерации (далее – ЛК РФ). Земельное законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования использования и охраны земель лесного фонда. Лесное законодательство отражает специфику регулирования этих отношений.

В соответствии с Лесным кодексом земли лесного фонда – объект права федеральной собственности. Лесной кодекс допускает право частной собственности только на древесно-кустарниковую растительность, которая не находится на землях лесного фонда.

Центральный институт лесного права – право пользования лесом. Виды использования леса закреплены в ст. 25–49 ЛК РФ.

В соответствии с ЛК РФ граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ (ст. 11)

В Лесном кодексе РФ закреплены особенности договора аренды участка лесного фонда (ст. 72–74), а также договора купли-продажи лесных насаждений (гл. 7).

Изучение темы требует проведения анализа вопросов охраны и защиты лесов (гл. 3 ЛК РФ), порядка государственного управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (гл. 10 ЛК РФ), государственного лесного надзора и контроля (гл. 12 ЛК РФ).

Необходимо обратить внимание на особенности правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов (гл. 15 ЛК РФ).

В рамках темы необходимо рассмотреть вопрос об ответственности за нарушения земельного законодательства. Предусмотрены меры уголовной (ст. 260 и 261 УК РФ) и административной ответственности (ст. 8.24–8.28, 8.30–8.32 КоАП РФ). В случаях возмещение вреда, причиненного нарушением лесного законодательства, применяются гражданско-правовые нормы.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земли, занятые гидротехническими сооружениями (ст. 102 ЗК РФ).

Водный кодекс Российской Федерации (далее – ВК РФ) закрепляет право государственной (федеральной, субъектов РФ), муниципальной и частной собственности на водные объекты.

При изучении темы необходимо обратить внимание на права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов (ст. 39 ВК РФ),

Законодательно закреплен порядок заключения и прекращения договора водопользования (гл. 3 ВК РФ).

В рамках темы необходимо провести анализ содержания государственного управления в области использования и охраны водных объектов (ст. 24–25).

При изучении темы следует обратить особое внимание на требования к охране водных объектов, касающиеся предотвращения загрязнения, засорении и истощения вод, установленные Водным кодексом РФ, Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

Заключительный вопрос темы – ответственность за нарушения водного законодательства. В этой связи необходимо рассмотреть ряд составов административных правонарушений (ст. 8.13–8.15 КоАП РФ), а также ст. 250 и 252 УК РФ. Статья 69 Водного кодекса предусматривает возмещение ущерба, причиненного водным объектам.

Под землями запаса понимаются все земли, которые в силу каких-либо причин оказались вне сферы пользования и наличия чьих-либо прав на них. Тем не менее, следует помнить, что данные земли не могут считаться бесхозными, т.к. они продолжают числиться в земельно-кадастровой документации, где относительно объективно закреплена вся необходимая правовая, экономическая и хозяйственная информация о них; земли запаса недопустимо самовольно занимать, совершать с ними сделки, которые законны лишь при наличии регистрации их в местной администрации; в отношении этих земель, как и земель, находящихся в собственности, пользовании, обороте и т. д., государственные органы планируют и составляют программы повышения плодородия, охраны и иные мероприятия, осуществляемые в любом цивилизованном государстве.

В определенной мере правовой статус земель запаса имеет сходство с землями консервируемыми, а также исключенными из хозяйственного оборота.

Однако при глубоком сравнении оказывается, что правовой статус этих земель различен, поскольку:

1) под землями запаса подразумеваются земельные участки, пригодные для использования по целевому назначению, в то время как деградированные и исключенные из сельхозоборота земли для использования не пригодны;

2) земли запаса находятся в ведении местных администраций, в то время как законсервированные и деградированные земли находятся под дополнительным контролем со стороны государственных органов, ответственных за экологическую безопасность государства;

3) для включения законсервированных и деградированных земель в хозяйственный оборот необходимо проведение специальных мероприятий, возможно, длительное время, в то время как для земель запаса подобных мероприятий не требуется.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие земли признаются землями лесного фонда?

2. Как соотносятся земельное и лесное право?

3. Какие виды водных объектов закреплены в водном законодательстве?

4. Какие полномочия выполняют органы государственной власти Российской Федерации в области водных отношений?

5. Что из себя представляют земли запаса?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

1.3, 1.7, 1.8, 1.10 – 1.12, 1.46, 47, 49, 52.

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Положение о самостоятельной работе студентов.

2. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. – М.: РИО РТА, 2010.

3. Румянцева М.О. Земельное право: сборник тестовых заданий по направлению подготовки «Юриспруденция». – М.: Изд-во РТА, 2012. – 112 с.

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Наши рекомендации