Организация работы по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
В Законе РФ от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятель-
ности в Российской Федерации» (ст. 19) было предусмотрено, что надзор
за исполнением законов при • проведении оперативно-розыскных меро-
приятии и законностью принимаемых при этом решений осуществляют
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. В Федераль-
ном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной
' деятельности» от (ст. 21) указано, что надзор за исполнением законов
РФ органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им проку-
роры, т.е. появилось понятие «уполномоченный прокурор». Это понятие
предопределяет ограничение круга прокуроров, осуществляющих надзор
за законностью в оперативно-розыскной деятельности. Указанное огра-
ничение обусловлено прежде всего спецификой тактических приемов,
методов и средств, применяемых при осуществлении этой деятельности
сведения о которых составляют государственную тайну
Генеральный прокурор РФ приказом от 25 апреля 2000 г. № 56 потре-
бовал, чтобы уполномоченные прокуроры на осуществление надзора за
исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности опре-
делялись приказами соответствующих руководителей прокуратур
Непосредственно в аппарате Генеральной прокуратуры РФ уполномо-
ченных прокуроров определяет один из заместителей Генерального про-
курора Российской Федерации, а в аппарате Главной военной прокурату-
ры - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации -
1 лавныи военный прокурор.
Специального подразделения по осуществлению надзора за исполне-
нием законов в оперативно-розыскной деятельности в Генеральной про-
куратуры РФ не имеется. Надзор за исполнением законов в оперативно-
розыскной деятельности, проводимой сотрудниками оперативных под-
разделении аппаратов государственных органов, уполномоченных на то
законом, осуществляют прокуроры, старшие прокуроры нескольких уп-
равлении, наряду с руководителями этих управлений. Так, надзор за ис-
полнением законов в оперативно-розыскной деятельности, осуществля-
емый сотрудниками подразделений аппарата МВД России, возложен
на управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-
розыскной деятельностью в органах внутренних дел; надзор за испол-
нением законов в оперативно-розыскной деятельности, осуществляемый
отрудниими подразделений аппарата ФСБ России, возложен на уп-
равление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасно-
и, надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельно-
и осуществляемый сотрудниками подразделений аппарата ФСНП и
гавог ВШЛОЖен на Убавление по надзору за исполнением нало-
ого и таможенного законодательства и т.д. Генеральная прокуратура
осуществляет также контроль за состоянием надзора в нижестоящих
прокуратурах.
В прокуратурах субъектов РФ пока еще не сложилось единого подхода
к осуществлению надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной
деятельности. В зависимости от структуры аппарата прокуратур субъектов
РФ надзор осуществляют работники следственных управлений, или управ-
лений по надзору за расследованием преступлений, либо работники отде-
лов по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятель-
ностью, или отделов по надзору за расследованием особо важных дел и
оперативно-розыскной деятельностью, или (и) работниками других под-
разделений. Следует отметить наметившуюся положительную тенденцию
об образовании в отдельных прокуратурах самостоятельных отделов по
надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. В
прокуратурах субъектов РФ осуществляется собственными силами надзор
за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности управлений
уголовного розыска, оперативно-поисковых управлений, управлений по
борьбе с экономическими преступлениями, управлений по борьбе с неза-
конным оборотом наркотиков и других подразделений, наделенных правом
на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, в проку-
ратурах этого уровня осуществляется контроль за состоянием надзорной
деятельности в подчиненных прокуратурах.
В городских, районных и приравненных к ним прокуратурах надзор за
исполнением законов на данном направлении осуществляет, как правило,
лично прокурор, а также с учетом большого объема работы уполномочи-
вается прокурором субъекта федерации его заместитель либо другой ра-
ботник прокуратуры (старший помощник, помощник). Как правило, ра-
ботники городских и районных прокуратур осуществляют надзор за
исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности соответст-
вующих территориальных органов внутренних дел, федеральных органов
налоговой полиции, а работники некоторых прокуратур -— органов феде-
ральной службы безопасности.
При организации надзораза исполнением законов органами, кото-
рым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятель-
ность, должны учитыватьсяследующие обстоятельства:
•I* оперативно-розыскная деятельность проводится в целях выявления,
предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также лиц,
их подготавливающих, совершающих или совершивших (т.е. в сфере
борьбы с преступностью), либо она проводится в целях собирания
данных, характеризующих личность граждан;
"220
»3» оперативно-розыскная деятельность проводится по уголовному делу
или такая деятельность осуществляется по другим основаниям.
При организации надзора требуется:
«3* в установленном порядке оформить надлежащим образом допуск
уполномоченным прокурорам;
*1* обеспечить ведение делопроизводства, исключающего утечку инфор-
мации;
«3» обеспечить незамедлительное проведение служебной проверки в слу-
чаях утечки информации.
В соответствии с требованиями Инструкции об организации делопроиз-
водства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной дея-
тельности, в прокуратуре в целях эффективности надзора должна быть со-
здана накопительная база информации. Для этого необходимо вести дела,
включающие:
»3* переписку с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам над-
зора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности;
*> переписку о состоянии прокурорского надзора за исполнением зако-
нов в оперативно-розыскной деятельности, справки о результатах
проведенных прокурорами проверок в соответствующих органах,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
*3» представления, протесты, письменные указания, постановления о воз-
буждении уголовных дел, возбуждении производства об администра-
тивных правонарушениях и переписку по ним;
•»* статистические отчеты о работе по надзору по надзору за исполнением
законов в оперативно-розыскной деятельности.
При ведении делопроизводства необходимо, чтобы были приняты ме-
ры, обеспечивающие неразглашение секретных сведений.