Организация работы по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность является специфичным видом деятельности: она в значительной мере носит негласный характер и осуществляется с применением тактических приемов, методов и средств, сведения о которых составляют государствен­ную тайну. Соответствующими приказами и указаниями Генераль­ного Прокурора РК для осуществления надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности определяются уполномо­ченные прокуроры. Ими являются сотрудники Генеральной про­куратуры, Главной военной прокуратуры, прокуроры областей, г.г. Астаны, Алматы и приравненные к ним прокуроры, прокуроры районов и приравненные к ним, военные прокуроры округов, гар­низонов и войск, транспортные и природоохранные прокуроры.

Прокуроры областей, г.г. Астаны и Алматы, а также прирав­ненные к ним прокуроры своими приказами из числа подчинен­ных, кроме прокуроров городов и районов, определяют уполно­моченных прокуроров для осуществления надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. Уполномоченные прокуроры для работы с документами должны иметь допуск, оформленный надлежащим образом.

Оперативно-служебные материалы об осуществлении разве­дывательной и контрразведывательной деятельности указанных органов истребуются только в случаях проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информациям и обраще­ниям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Республики Казахстан.

Надзор за применением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности Службы охраны Президента РК осуществляет спе­циально уполномоченный прокурор, назначаемый Генеральным Прокурором Республики Казахстан.

В процессе надзорной деятельности прокуроры в пределах пол­номочий на постоянной основе осуществляют проверки:

1. дел оперативного учета;

2. розыскных дел в отношении лиц, скрывшихся от органов следствия, дознания, суда и лиц, пропавших без вести;

3. материалов по установлению личности неопознанных трупов;

Департамент, Главный военный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним в случаях выявления нарушения за­кона, прав человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности выносят постановления о прекращении ОРМ.

В случаях, если нарушение закона носит явный характер, мо­жет причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, а также охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства и не будет незамедлительно устране­но, уполномоченным прокурором направляется письменное пред­писание органу или должностному лицу, допустившему наруше­ние закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение.

Для эффективной координации деятельности органов, осу­ществляющих оперативно-розыскную деятельность, в целях вы­явления скрытых преступлений прокурором выносится постанов­ление о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Полно­мочиями по вынесению постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий в пределах своей компетенции наделены Генеральный Прокурор Республики Казахстан и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.

Постановление о проведении ОРМ выносится для обеспече­ния оперативного сопровождения происходящих процессов, сво­евременного пресечения коррупции, хищения государственных средств, борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом, а также иным противоправным действиям, вызвав­шим общественный резонанс, если отсутствуют иные возможно­сти для выявления скрытых нарушений законности.

В соответствии с п.п. 5-1) п.1 ст. 21 Закона РК «О Прокуратуре» прокурор дает письменную санкцию на негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео- и аудиотехники или иных специальных технических средств, а также прослушивание и запись переговоров, ведущихся с телефонов и других переговор­ных устройств. Правом дачи санкции на проведение специальных оперативно-розыскных мероприятий наделены Генеральный Про­курор Республики Казахстан, его заместители, Главный военный прокурор, прокуроры областей, гг. Астаны и Алматы и приравнен­ные к ним прокуроры. Учет специальных оперативно-розыскных мероприятий ведется в журнале, где отражаются данные и сведения в объеме, позволяющем осуществлять надзор за законностью и эф­фективностью санкционированного специального мероприятия.

Организацию проверки законности специальных оперативно-розыскных мероприятий, а также выявление фактов несанкцио­нированного их проведения, вызывающие необходимость при­влечения специалистов с применением специальных технических средств, осуществляет Управление по согласованию с руковод­ством Генеральной прокуратуры. Уполномоченные прокуроры в случае возникновения необходимости проведения проверки с привлечением специалистов прокуратуры и применением специ­альных технических средств, обращаются в Генеральную проку­ратуру с обоснованием осуществления такой проверки. Результаты проведенной проверки оформляются справкой соответствующей степени секретности с отражением характера выявленных нару­шений, выводов и предлагаемых мер прокурорского реагирования. Учет проведенных проверок ведется в специальном журнале уста­новленной формы.

Уполномоченные прокуроры не реже одного раза в квартал обобщают и анализируют деятельность органов по выявлению, пресечению и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группами (сообще­ством), в экономической, финансовой сферах, коррупционных правонарушений, а также по соблюдению органами конституци­онных прав граждан при проведении специальных оперативно-розыскных мероприятий. Обобщенные справки должны содержать аналитические данные о состоянии борьбы с преступностью, эф­фективности принимаемых органами мер, результативности про­ведения оперативно-розыскных и специальных мероприятий, вы­воды о реальном противодействии преступности в регионе. Управ­лением Генеральной прокуратуры ежеквартально анализируется и обобщается состояние прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности и на его основе осуществля­ется поиск, разработка и внедрение в практику эффективных форм и методов осуществления надзора за применением законов в этой сфере.

В соответствии с положениями ст. 25 Закона РК «Об оперативно-Розыскной деятельности» при осуществлении надзора прокурор получает дела оперативно-розыскного производства, материалы, Документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности конфиденци­альных помощников и штатных негласных сотрудников.

Проверки законности проведения ОРМ и принятых по ним ре­шений следует осуществлять:

1. по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых по уголов­ным делам; лиц, совершивших преступления; без вести пропавших;

2. по информации о ненадлежащем реагировании: на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; на указания прокурора;

3. в других случаях с учетом состояния законности в сфере оперативно-розыскной деятельности.

При организации работы по надзору за применением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность, уполномоченные прокуроры должны иметь в виду, что:

1. оперативно-розыскная деятельность осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, соб­ственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций, а также решения других задач, преду­смотренных ст. 2 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности»;

2. оперативно-розыскная деятельность может проводиться по уголовному делу или такая деятельность осуществляется по дру­гим основаниям, указанным в ст. 10 названного выше закона;

3. при организации работы по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности необходимо принять меры, исключающие утечку информации;

4. они обязаны следить за тем, чтобы ни один из органов, пере­чень которых приведен в ст. 6 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности», не вышел за пределы своей компетенции, установ­ленной соответствующим законодательством РК.

Наибольший объем в работе прокурора по надзору за примене­нием законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, занимает проверка соблюдения установленного по­рядка проведения оперативно-розыскной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Какими нормативно-правовыми актами регулируется деятельность прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности?

2. Каковы задачи прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности?

3. Какие существуют объекты прокурорского надзора в этой сфере?

4. Каковы основные полномочия прокурора по осуществлению надзора в рассматриваемой отрасли?

5. Какие полномочия Департамента по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности?[kgl]

[gl]ГЛАВА 11 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ[:]

Цель:Рассмотреть содержание и задачи прокурорского надзора за законностью предварительного следствия и дознания, полномочия прокурора при осуществлении надзора и организация работы по надзору за законностью предварительного следствия и дознания

Структура лекции:

  1. Сущность и задачи прокурорского надзора за законностью предварительного следствия и дознания
  2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью предварительного следствия и дознания
  3. Организация работы по надзору за законностью предварительного следствия и дознания

Наши рекомендации