Тема 28. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части
Объем учебной нагрузки по теме
Форма обуче- ния Вид учебной работы | Очная форма | Заочная (3 года) | Заочная (3,5 года) | Заочная (6 лет) | |
Аудиторная работа | Лекции | ||||
Семинары | |||||
Практ. занятия | |||||
Самостоятельная работа |
Основные тезисы:
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).
Разъяснения об условиях реализации указанного права на основе норм ГПК и Конституции РФ даны Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" от 20 января 2003 г. № 2 (п. п. 14 - 16).
Особенность дел об оспаривании нормативных правовых актов состоит в том, что, что решения по ним затрагивают права неопределенного круга лиц, которых невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс. Рассматривая данные дела, суд проверяет законность нормативного акта безотносительно к защите субъективных прав конкретных лиц.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" № 2 от 20 января 2003 г. (п. 12) разъяснил, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Обязательным условием признания принятого нормативного правового акта таковым и допустимости оспаривания его по правилам гл. 24 является официальное опубликование этого акта (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 ст. 251 ГПК), а для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти - также их государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ.
С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
Прокурор вправе обращаться в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, в пределах своей компетенции, определенной Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (ч. 3 ст. 251 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1 ст. 29 АПК РФ).
Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной ст.ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ (см. тему 4).
Заявление подается в суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.
Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется по правилам искового производства, за исключением особенностей, предусмотренных ст. 252 ГПК РФ, а также другими положениями подразд. III разд. II ГПК РФ. В процессе подготовки дела к судебному разбирательству суд может провести предварительное судебное заседание в соответствии со ст. 152 ГПК РФ.
Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора.
В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении дела суд исходит из презумпции доказывания законности нормативного правового акта органом, который его принял. При этом судом могут быть по своей инициативе истребованы и другие необходимые доказательства, которые не были представлены в судебное заседание (ч. 2 ст. 249 ГПК РФ).
Проверяя законность оспариваемого нормативного акта, суд устанавливает, принят ли данный акт в соответствии с компетенцией государственного или муниципального органа или должностного лица, а также соответствует ли данный нормативный акт федеральным законам и иным нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.
Правила рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов предусматривают серьезные ограничения принципа диспозитивности. В частности, отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу, а признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Например, суд может признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Пленум Верховного Суда РФ Постановлением от 20 января 2003 г. № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ" в п. 17 указал, что в случае признания нормативного правового акта недействующим не со дня его принятия, а с иного времени, это должно быть обосновано в мотивировочной части решения.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Подведомственность и подсудность дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.
2. Возбуждение дела об оспаривании нормативных правовых актов.
3. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов.
Доклады, сообщения:
Нормы 24-й главы ГПК в судебных актах Конституционного Суда РФ.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Что понимается под нормативным правовым актом?
2. Кто вправе обратиться с заявлением об оспаривании нормативного правового акта?
3. Как разграничивается компетенция по проверке законности нормативных правовых актов между судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ?
4. Определите родовую и территориальную подсудность дел об оспаривании нормативных правовых актов.
5. Каковы последствия отказа заявителя от требований о признании нормативного правового акта недействующим?
6. С какого момента нормативный правовой акт признается недействующим при удовлетворении судом заявления о его оспаривании?
7. В чем особенности судебного решения по делу о признании нормативного акта недействующим полностью или в части?