Муниципальных служащих Нижегородской области

Аттестация муниципальных служащих на примере Нижегородской области.

Методические рекомендации

По проведению аттестации

муниципальных служащих Нижегородской области

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fgovernment-nnov.ru%2F%3Fid%3D171336&name=%3Fid%3D171336&lang=ru&c=58427f4b9d1a

При проведении аттестации муниципальных служащих в органах местного самоуправления Нижегородской области наиболее часто допускаются следующие нарушения законодательства:

1) Нарушаются требования о необходимости проведения аттестации муниципальных служащих один раз в три года. Наиболее оптимальным вариантом является ежегодное утверждение графика проведения аттестации, поскольку зачастую на практике складывается такая ситуация, что проведя аттестацию муниципальных служащих, представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о проведении следующей аттестации только через три года, в результате чего могут быть нарушены сроки проведения аттестации в отношении отдельных муниципальных служащих, которые не подлежали аттестации во время её предыдущего проведения.

2) В некоторых органах местного самоуправления отсутствуют правовые акты, определяющие порядок проведения аттестации муниципальных служащих, в том числе документы, определяющие сроки и порядок работы аттестационной комиссии, либо имеют место случаи, когда принятые правовые акты противоречат требованиям регионального и федерального законодательства. Например, имел место случай, когда Положением о проведении аттестации в органе местного самоуправления устанавливалось, что аттестации не подлежат муниципальные служащие, закончившие в течение года курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку. Некоторыми муниципальными правовыми актами устанавливается иной порядок проведения аттестации муниципальных служащих, отличный от порядка, определенного Типовым положением о проведении аттестации. Например, в одном из органов местного самоуправления Положением о проведении аттестации устанавливалась возможность проведения аттестации муниципального служащего в его отсутствие. Однако, условия и порядок проведения аттестации должны быть едиными для всех муниципальных служащих. Органы местного самоуправления не вправе принимать муниципальные правовые акты, не соответствующие Типовому положению о проведении аттестации.

3) Органами местного самоуправления не проводится своевременная работа по внесению изменений в муниципальные правовые акты, определяющие порядок проведения аттестации. Например, часто в Положениях о проведении аттестации при определении перечня лиц, не подлежащих аттестации, отсутствуют лица, сдавшие в течение года квалификационный экзамен. Данная норма была введена в 2009 году, однако до настоящего времени муниципальные правовые акты о проведении аттестации не приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.

4) Составы аттестационных комиссий не актуализируются при изменениях кадрового состава (т.е. при изменении должности или увольнении членов аттестационной комиссии).

5) Нередки случаи, когда по результатам аттестации муниципальным служащим присваиваются классные чины, для присвоения которых в соответствии с действующим законодательством должна применяться несколько иная процедура – квалификационный экзамен.

6) Не соблюдаются сроки и процедура ознакомления муниципальных служащих с утверждённым графиком проведения аттестации, отзывами и аттестационными листами. Ознакомление с данными документами должно осуществляться под роспись с указанием даты ознакомления.

7) При оформлении графиков проведения аттестации не указываются все необходимые сведения (часто в графиках проведения аттестации не указываются время и место проведения аттестации, дата предоставления в аттестационную комиссию необходимых документов и ответственные лица за их предоставление).

8) Имеют место случаи, когда протоколы заседаний аттестационной комиссии и аттестационные листы не подписаны всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании.

9) На аттестационных листах отсутствуют печати органа местного самоуправления.

10) При проведении заседаний аттестационной комиссии не соблюдается кворум.

11) При аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, в протоколах и аттестационных листах не делаются отметки о том, что членство данного муниципального служащего (или его непосредственного руководителя) в аттестационной комиссии на период проведения его аттестации, приостановлено.

12) К отзывам об исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей за аттестационный период не прилагаются сведения о выполненных ими поручениях и подготовленных проектах документов за аттестационный период.

13) Аттестационные листы и отзывы не приобщаются к личным делам муниципальных служащих.

14) При оформлении решений аттестационной комиссии используются формулировки, не предусмотренные действующим законодательством (чаще всего – «аттестовать» вместо «соответствует замещаемой должности»). По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности или не соответствует.

15) По результатам проведения аттестации аттестационная комиссия принимает решения, не установленные действующим законодательством о муниципальной службе. Например, аттестационной комиссией одного из органов местного самоуправления было принято решение о проведении повторной аттестации муниципального служащего через полгода. Аттестационная комиссия не вправе принимать подобные решения. Кроме того, проведение повторной аттестации нарушает права муниципальных служащих, поскольку очередность проведения аттестации установлена законодательством (1 раз в 3 года).

16) Форма аттестационного листа не приведена в соответствие с действующим законодательством в части формулировки сведений об образовании.

17) Записи о проведении аттестации не вносятся в личные карточки Т-2 ГС (МС).

18) По результатам аттестации отдельные муниципальные служащие, не соответствующие установленным квалификационным требованиям (в том числе к уровню профессионального образования), признаются соответствующими замещаемым должностям. В случае, если муниципальный служащий не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности, по результатам аттестации он должен быть признан не соответствующим замещаемой должности с вытекающими отсюда последствиями в изменении статуса должности.

19) Вопросы, которые используются при проведении аттестации муниципальных служащих, не позволяют объективно оценить профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, т.к. зачастую аттестуемому задаются общие вопросы на знание Конституции Российской Федерации, устава муниципального образования, законодательства о муниципальной службе и т.п.

Наши рекомендации