За исполнением законов, а также иных направлений деятельности прокуратуры
Речь должна идти о повышении эффективности всех отраслей, участ-
ков деятельности и всей многогранной деятельности прокуратуры. Толь-
ко так можно добиться положительных позитивных результатов в плане
укрепления законности и правопорядка. Однако руководствуясь сугубо
учебными задачами, и в целях лучшего усвоения материала рассмотрим
этот вопрос применительно к прокурорскому надзору за исполнением за-
конов.
Прокурорский надзор за исполнением законов — это целенаправ-
ленная, полезная, преобразующая, общественно необходимая государ-
ственная деятельность, результатом которой является наступление оп-
ределенных положительных результатов — устранение нарушений
законов, реальное укрепление законности. Государство, общество заин-
тересованы в том, чтобы прокурорский надзор был высокоэффектив-
ным. Эффективность — основная оценочная категория прокурорского
надзора за исполнением законов, равно и всей деятельности прокурату-
ры. Оценочной категорией прокурорского надзора является также ка-
чество.
На основе общей теории эффективности, опираясь на философскую
категорию «качество», можно сформулировать соответствующие опреде-
ления.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов
— это соотношение поставленных перед ним целей и результатов
их достижения. Результаты выражаются в реально достигнутом уров-
не состояния законности.
Под качеством прокурорского надзора понимается совокупность
свойств или состояний, его характеризующих и позволяющих су-
дить о его достоинствах или недостатках.
Так, прокурорскую проверку исполнения налогового законодательства
можно считать качественной, если в ходе ее проведения выявлены все
допущенные нарушения законов, установлены обстоятельства, способст-
вующие нарушениям, и виновные лица. Она может считаться эффектив-
ной, если результатом ее проведения явится в дальнейшем снижение на-
рушений налогового законодательства, т.е. наступление положительного
результата.
Среди ученых и практических работников установилось понимание
эффективности как степени фактического достижения какой-либо зара-
нее поставленной положительной цели или нескольких целей при опти-
мальных затратах сил и средств. Иными словами, понятие термина «эф-
фективность» связано с действиями, приводящими к нужным
результатам. Применительно к прокурорскому надзору за исполнением
законов органами, осуществляющими дознание и предварительное
следствие, нужный результат может выражаться в уменьшении числа
процессуальных нарушений, допускаемых дознавателями и следовате-
лями, в повышении раскрываемости преступлений, в улучшении каче-
ства следствия, что может свидетельствовать о повышении эффективно-
сти этой деятельности прокуратуры. Что касается, к примеру, участия
прокуроров в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах при рас-
смотрении заявлений, исков, заявленных прокурорами, то нужный ре-
зультат может, в частности, выражаться в увеличении процента заявле-
ний и исков, удовлетворенных судами.
По степени значимости цели прокурорского надзора за исполнением
[законов подразделяются на более высокий и более низкий уровни. В ка-
честве цели первого уровня может выступать выявление нарушений зако-
нов, установление обстоятельств, способствующих нарушениям, и лиц,
иарушивших законы. Целью второго уровня может быть принятие проку-
рором мер по фактическому устранению нарушений этих законов, спо-
"обствующих им обстоятельств и привлечению к ответственности винов-
ных лиц. Высшим уровнем целей (высшей целью) является укрепление
законности или результативность. Могут быть сформулированы и другие
цели прокурорского надзора. Выполнение целей первых двух уровней
'лужит средством достижения высшей цели.
Следует иметь в виду, что «вклад» в укрепление законности вносят
кже иные отрасли и участки деятельности прокуратуры, многие дру-
гие органы, в особенности правоохранительные и контролирующие.
Однако активно осуществляемый наступательный прокурорский надзор
способствует активизации и совершенствованию деятельности назван-
ных органов, что, в свою очередь, положительно сказывается на состоя-
нии законности.
Стоящие перед прокурорским надзором цели (задачи) могут быть вы-
полнены полностью или частично. На практике они обычно выполняются
частично, в результате остается неполностью выполненной цель высшего
уровня. Это нередко является следствием того, что ставятся нереальные
цели — без учета имеющихся в наличии сил и средств.
Цели должны быть реальными. Но и реальные цели могут быть не реа-
лизованы, если не принимаются активные меры к их достижению. Однако
во всех случаях прокурорские работники должны нацеливаться на высоко-
производительную работу.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов зави-
сит, таким образом, от того, достигнуты ли поставленные перед ним цели,
т.е. от степени достижения целей. Чем выше степень достижения цели,
тем выше эффективность. Уменьшение числа правонарушений по срав-
нению с предыдущим периодом может свидетельствовать о повышении
эффективности прокурорского надзора за исполнением законов.
Категория «эффективность» применима также к проверке исполнения
законов, к акту прокурорского реагирования (надзора) к другим надзор-
ным действиям. От эффективности каждой проверки и акта реагирования
в определенной мере зависит эффективность прокурорского надзора за
исполнением законов. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы все
надзорные, иные действия прокурора, входящие в круг его полномочий,
были максимально эффективны.