Статья 1. Основные термины и понятия, применяемые в нормотворческой деятельности
О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 января 2000 г. N 361-З
Принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года
Одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.01.2000, N 7, рег. N 2/136 от 13.01.2000)
(с учетом изменений, внесенных Законами от 04.01.2002 № 81-З, рег. № 2/830 от 09.01.2002; 01.11.2004 № 321-З, рег. № 2/1070 от 05.11.2004; 02.11.2005 № 48-З, рег. № 2/1152 от 18.11.2005; 16.05.2006 № 119-З, рег. № 2/1216 от 23.05.2006; 29.06.2006 № 137-З, рег. № 2/1235 от 05.07.2006)
Настоящий Закон определяет понятие и виды нормативных правовых актов Республики Беларусь, устанавливает общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования и систематизации.
(Преамбула -- с учетом изменений, внесенных Законом от 01.11.2004 № 321-З, рег. № 2/1070 от 05.11.2004)
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ГЛАВА 1. Общие положения
Статья 1. Основные термины и понятия, применяемые в нормотворческой деятельности
В нормотворческой деятельности применяются следующие основные термины, понятия и их определения:
· акты законодательства -- нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Беларусь;
· аналогия закона -- применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения;
· аналогия права -- применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права;
· законодательство -- система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;
· законодательные акты -- Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь;
· законодательная инициатива -- официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган;
· законодательная техника -- система правил подготовки проектов законодательных актов;
· инкорпорация -- вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке;
· кодификация -- вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений;
· коллизия нормативных правовых актов -- противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения;
· локальный нормативный правовой акт -- нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций;
· нормативный правовой акт -- официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;
· нормотворческая деятельность -- научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов;
· нормотворческая инициатива -- официальное направление субъектом нормотворческой деятельности в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части;
· нормотворческий орган (должностное лицо) -- государственный орган (должностное лицо), уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты;
· нормотворческий процесс -- нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие;
· нормотворческая техника -- система правил подготовки проектов нормативных правовых актов;
· обнародование нормативного правового акта -- доведение нормативного правового акта до всеобщего сведения путем опубликования его в печати, распространения через другие средства массовой информации или иные общедоступные средства коммуникации;
· право -- система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений;
· пробелы в законодательстве -- отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права;
· свод законов -- полное систематизированное собрание, объединяющее законодательные акты Республики Беларусь;
· свод законодательства -- полное систематизированное собрание, объединяющее нормативные правовые акты;
· систематизация законодательства -- деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему;
· субъект нормотворческой деятельности -- физические или юридические лица, принимающие участие в нормотворческой деятельности;
· технические нормативные правовые акты - технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению несплошных (выборочных) государственных статистических наблюдений, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
· юридическая сила нормативного правового акта -- характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
(Статья 1 -- в редакции Закона от 04.01.2002 № 81-З; с учетом изменений, внесенных Законами от 01.11.2004 № 321-З, рег. № 2/1070 от 05.11.2004; 02.11.2005 № 48-З, рег. № 2/1152 от 18.11.2005)