Проверка заявлений и сообщений о преступлении: понятие, цели, средства и сроки.
Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 97 УПК). Это значит, что они не вправе отказать в приеме и регистрации информации о преступлении по каким бы то ни было мотивам.
Срок принятия решения по поступившему заявлению – трое суток. Однако согласно ч. 3 ст. 97 УПК прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить срок рассмотрения сообщения о преступлении до десяти суток. Этот срок является окончательным и продлен быть не может. Поэтому если в десятисуточный срок так и не удалось установить, имеется ли основание к возбуждению уголовного дела, оно должно быть возбуждено и наличие или отсутствие такого основания должно выясняться уже в ходе предварительного расследования. Если же наличие в деянии признаков преступления в процессе расследования не подтвердится, принимается решение о прекращении уголовного дела.
Лицу, заявившему о преступлении, выдается документ о принятии сделанного им сообщения о преступлении к рассмотрению с указанием данных о лице, принявшем это сообщение, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 97 УПК). Если в приеме сообщения о преступлении отказано, то такой отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями ч. 5 ст. 97 УПК. Заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения подается в суд и рассматривается судьей.[6]
В соответствии с ч. 2 ст. 97 УПК, по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку по поручению прокурора проводит орган дознания или следователь. Редакция либо главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сделанное сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию. Единственное исключение сделано для лиц, поставивших условие о сохранении в тайне источника информации: сведения о них не сообщаются прокурору, следователю, органу дознания.
Каждое заявление или сообщение о преступлении должно быть проверено. Способы такой проверки законом прямо не закреплены. Безусловно, в целях собирания и проверки сведений до возбуждения уголовного дела могут быть использованы так называемые "иные процессуальные действия": получение объяснений; требование представить соответствующие предметы и документы, которые могут установить необходимые по делу сведения; требование произвести ревизию или документальную проверку. В качестве способа получения информации, необходимой для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, следует признать и представление предметов и документов любыми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Особого внимания заслуживает вопрос о возможности производства следственных действий до возбуждения уголовного дела. По общему правилу, их производство в первой стадии уголовного процесса не разрешается. Но из этого правила есть исключения: до возбуждения уголовного дела может быть произведен осмотр места происшествия, а также освидетельствование и назначение судебной экспертизы.
После возбуждения уголовного дела:
1) прокурор направляет его для производства досудебного следствия или дознания;
2) следователь начинает досудебное следствие, а орган дознания — дознание;
3) суд направляет дело прокурору для производства досудебного следствия или дознания, а дела частного обвинения принимает для рассмотрения в суде (ч.З и ч. 4 ст. 98 УПК).
В случае, когда уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, прокурор (судья) вправе принять решение о запрете такому лицу выезжать за пределы Украины до окончания предварительного расследования или судебного разбирательства, о чем выносит мотивированное постановление (определение) — ст. 98' УПК.
При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания или судья своим постановлением, а суд — определением отказывает в возбуждении уголовного дела, о чем сообщают заинтересованным лицам и предприятиям, учреждениям, организациям.
Если в результате проверки поступившего заявления или сообщения не установлены основания для возбуждения уголовного дела, однако материалы проверки содержат данные о наличии в деянии лица административного или дисциплинарного проступка либо иного нарушения общественного порядка прокурор, следователь, орган дознания, судья вправе, отказав в возбуждении уголовного дела, направить заявление или сообщение на рассмотрение общественной организации, товарищескому суду, трудовому коллективу или администрации предприятия, учреждения, организации для принятия соответствующих мер воздействия либо передать материалы для применения в установленном порядке мер административного взыскания (ст. 99 УПК).