Последствия несоблюдения требований к актам управления
По последствиям несоблюдения требований выделяют две группы актов.
1. Ничтожные – акты, которые сразу подлежат отмене.
2. Оспоримые – акты, которые нуждаются в дополнительной проверке, только потом решается их судьба.
Вывод: акты играют огромную роль, ими оформляются все решения, без них осуществлять государственное управление невозможно.
85, Статья 3.4. Предупреждение
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Это чисто моральная мера, играющая профилактическую роль (чтобы избежать совершения подобных правонарушений в будущем).
Предупреждение – самая мягкая мера наказания, применяемая за очень ограниченное число правонарушений.
Предупреждение применяется, когда:
1. Совершено малозначительное правонарушение.
2. Правонарушение совершено впервые.
86. Статья 3.5. Административный штраф
Административный штраф – основной вид административного наказания, это самая распространённая мера. Почти все санкции предусматривают штраф.
1. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:
а) минимальному размеру оплаты труда.
б) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
в) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин…
2. Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ.
3. Максимальный размер административного штрафа зависит от субъекта, на которого он налагается:
а) гражданин - не более 25 МРОТ
б) должностное лицо – не более 50 МРОТ
в) юридическое лицо – не более 1000 МРОТ
Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, …, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ о естественных монополиях, о рекламе, о лотереях, об охране окружающей природной среды, …, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, не может превышать:
а) для должностных лиц – 200 МРОТ
б) для юридических лиц – 5000 МРОТ.
Взысканные штрафы зачисляются в бюджет РФ или субъекта РФ.
Сейчас штрафы можно применять и к организациям (раньше – только к физическим лицам), т.е. одновременно можно наказать штрафом и организацию, и должностное лицо этой организации. Таким образом, за одно правонарушение государство может получить большую сумму.
Большинство правонарушений влекут наложение штрафа.
87. Статья 3.6. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Орудие – то, с помощью чего было совершено правонарушение.
Предмет – то, на что было направлено правонарушение.
1. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.
2. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Если вещь изъяли, то при её реализации её стоимость возмещается, если вещь уничтожается, то её стоимость не возмещается.
Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:
подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение.
Если вещь представляет ценность, то она подлежит обращению в собственность государства, если нет - уничтожению.
88. Статья 3.8. Лишение специального права
1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права назначается судьей.
2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.
3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
4. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
89. Статья 3.9. Административный арест
1. Административный арест - содержание нарушителя в условиях изоляции от общества; устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.
2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп.
3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Раньше административный арест применялся часто, до 700 тыс. раз в год, сейчас он применяется в исключительных случаях. В ГДР срок ареста отбывали в рассрочку, по нерабочим дням.
Раньше был установлен минимальный срок административного ареста (от 10 до 15 суток), сейчас такого нет.
Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
Лицо не является гражданином РФ, но находится на её территории. При совершении административного правонарушения оно подлежит выдворению за пределы РФ.
1. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства - принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ – это контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ.
2. Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ - соответствующими должностными лицами.
91. Статья 3.11. Дисквалификация
1. Дисквалификация - лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
3. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Эта мера редко применяется, практика по назначению данного наказания невелика.