Требования, предъявляемые к правовым актам управления и последствия их нарушения

Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие

установленным требованиям, предъявляемым как к его юридическому содержанию, так

и к порядку его принятия (издания). Сущность этих требований в наиболее емком

значении заключается в обеспечении законности правовых актов управления. Конечно,

это — общее требование, вытекающее из подзаконности государственно-управленческой

деятельности. Оно может быть конкретизировано.

Так, с позиции юридического содержания правовых актов управления можно

выделить следующие основные требования:

а) правовой акт не должен противоречить Конституции РФ, действующему

законодательству, нормативным актам Президента РФ;

б) правовой акт должен основываться на конституционном разграничении

предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и

аналогичными органами субъектов Федерации;

в) правовой акт должен учитывать правовые акты вышестоящих исполнительных

органов;

г) правовой акт должен быть издан полномочным органом исполнительной власти

(должностным лицом), то есть в рамках закрепленной за ним компетенции;

д) правовой акт должен быть юридически обоснован, так как его содержание

составляют властные волеизъявления исполнительного органа (должностного лица). В

силу этого в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и

юридические последствия;

е) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и

оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного

управления;

ж) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать установленные

действующим законодательством права и законные интересы граждан и

негосударственных формирований в сфере государственного управления.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом исполнительного органа субъекта Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения федерации и ее субъектов, действует акт, принятый на уровне субъекта Федерации (ст. 76 Конституции РФ). В иных случаях при наличии противоречий действуют федеральный закон или нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Во-вторых, правовой акт нормативного характера, затрагивающий права, свободы и

обязанности граждан, не может применяться, если он не был опубликован официально

для всеобщего сведения (ст. 15 Конституции РФ).

Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку

издания правовых актов, дает основания для признания их недействительными. Однако

до наступления такого рода юридического последствия, влекущего за собой утрату

актом юридической силы, возможны некоторые варианты более "мягкого" влияния на

его судьбу.

Это: внесение соответствующих изменений и дополнений в текст ранее изданного

правового акта, что встречается довольно часто в управленческой практике; новая

редакция акта; прекращение действия акта (утрата им силы) ввиду принятия нового акта

по данному "вопросу; истечение срока действия акта.

Отмена правовых актов является, как правило, результатом оспаривания их

юридического содержания.

Известны следующие наиболее типичные варианты оспаривания правовых актов

управления:

а) опротестование. Наиболее известно принесение протестов на акты

исполнительных органов (должностных лиц) органами прокуратуры.

б) обжалование. Конституция РФ (ст. 46) закрепляет право граждан обжаловать в

суд решения исполнительных органов (должностных лиц).

Конституция РФ подчеркивает роль Конституционного Суда в решении вопросов о

юридической силе правовых актов. Так, он разрешает дела о соответствии Конституции

РФ актов Правительства, а также актов органов исполнительной власти субъектов Фе-

дерации. Акты или их отдельные положения могут быть признаны Конституционным

Судом неконституционными; они утрачивают юридическую силу (ст. 125 Конституции

РФ). Полномочиями по отмене правовых актов управления наделены суды общей юрис-

дикции, а также арбитражные суды.

Наиболее типичные случаи приостановления действия и исполнения правовых актов

управления следующие: а) Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной

власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным

законам (ст. 85 Конституции РФ);

б) Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на

всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать

акты федеральных органов исполнительной власти;

в) принесение протеста прокурора на постановление о наложении

административного взыскания приостанавливает его исполнение до рассмотрения

протеста;

г) подача жалобы в течение десяти дней со дня вынесения постановления о

наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение до

рассмотрения жалобы.

Наши рекомендации