Понятие юридического лица. В разные периоды исторического развития наукой было разработано несколько теорий, объясняющих сущность юридического лица (фикции

В разные периоды исторического развития наукой было разработано несколько теорий, объясняющих сущность юридического лица (фикции, коллективистская и др.). К сожалению, ни одну из них нельзя признать ни достаточной, ни доминирующей. Можно отчасти разделить скепсис Ю.К. Толстого, отметившего, что в вопросе раскрытия сущности юридического лица не наблюдается «заметного продвижения»[70].

Юридические лица появились и заняли доминирующее положение среди субъектов хозяйствования благодаря способности дать человечеству и его отдельным индивидам инструмент достижения тех целей, которые они перед собой ставили и ставят в различные периоды развития цивилизации.

Наиболее значимыми являются следующие цели, которые позволяет достичь «конструкция» юридического лица. Во-первых, юридическое лицо – это способ концентрации капитала. Предприниматели и иные лица могут в короткий срок осуществить сбор необходимых средств с целью реализации проекта, требующего значительных затрат. Во-вторых, посредством юридического лица «разграничивается» имущественная масса предпринимателя (личное имущество и имущество, находящееся в хозяйственном обороте). Таким образом, существенно снижаются риски, имеющие место в повседневной практике. Как известно, по общему правилу, участник (учредитель) не несет ответственности по обязательствам организации (общества, компании), а организация не отвечает по долгам его учредителя (учредителей). В-третьих, данная конструкция позволяет не только концентрировать капитал, но и осуществлять его децентрализацию. В современных условиях, нередко диверсификация приносит свои положительные плоды. Малые и средние высокоспециализированные компании более мобильны, поворотливы и способны быть высокорентабельными, что не всегда характерно для крупных компаний. Поэтому крупные компании начинают «обрастать» дочерними компаниями.

Принципиально важно, что независимо от усматриваемой за юридическим лицом сущности практически все авторы вынужденно признают: без определенного набора признаков нельзя говорить о юридическом лице. Или иначе – поиски субстрата юридического лица не должны нас уводить от безусловного факта: субстрат имеет внешнее выражение в совершенно конкретных проявлениях. Кроме того, принципиально важно не забывать, что термин «юридическое лицо», точно так же, как и известная науке категория «юридической личности» выражает свойство быть признанным в качестве субъекта права, а вовсе не разновидность субъекта правовых отношений. При этом признание правом того или иного социального образования субъектом оформляется путем указания на критерии, которым это образования должно отвечать - т.е. на признаки субъекта.

Юридическое лицо – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее им по своим обязательствам, которая может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следует отметить, что наличия перечисленных признаков недостаточно для признания организации юридическим лицом. Для этого необходима также государственная регистрация в этом качестве (признание таковой публичной властью).

Из легального определения (п. 1 ст. 48 ГК РФ) юридического лица следует, что юридическим лицом является: признанная государством организация в качестве субъекта права; организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может приобретать имущественные права и нести обязанности, выступает в гражданском обороте от своего имени, а также может быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Выделенные признаки могут в различных определениях модифицироваться или даваться в усеченном составе,[71] но без них невозможно ни описание юридического лица в целом, ни отграничение юридических лиц от других субъектов в частных случаях, ни выработка итогового решения – допускать или не допускать в гражданско-правовые отношения определенные социальные формирования. Поэтому обычно исследователи переносят акцент на исследование правильности и достаточности критериев, которым должно удовлетворять юридическое лицо.

Обращает на себя внимание также иерархичность признаков юридического лица, их неравноценность. К базовым признакам обычно относят такие признаки, как: имущественная обособленность (самостоятельность) и организационное единство[72]. Остальные признаки – производные от названных. И на самом деле: если имущество можно приобретать, то оно, конечно же, обосабливается (и наоборот), отвечать в имущественном плане можно только при наличии соответствующей экономической предпосылки - наличии имущественной базы, сама же обособленность - результат организации как выделения (отделения) данного субъекта от остальных, участие в судебном процессе опять же будет бессмысленным, если нет имущества и нет признака организации и т.п.

Как и любой из участников гражданского оборота, юридическое лицо должно обладать правоспособностью и дееспособностью. Предоставленная законом возможность обладать правами и нести обязанности в гражданском праве традиционно связывается с понятием правоспособности; способность же собственными действиями реализовать эти права, обязанности именуется дееспособностью.

Это разграничение и определения в таком значении выработались фактически только в ХХ веке, так как, по утверждению Г.Ф. Шершеневича, до конца ХIХ века закон и судебная практика оба понятия не определяли и четко не разграничивали.[73] В доктрине они использовались, но понятие было неустойчивым, поскольку в основном опиралось на представления римских юристов, выражавших правоспособность и дееспособность единым словом (обычно через «caput» - голова (глава), признанный субъектом); да и сама же правосубъектность была неодинаковой для разных лиц, в том числе для «социальных организмов».[74]

Необходимость иметь термин, указывающий на допуск лица к участию в гражданских правоотношениях, очевидна; но если до эпохи буржуазных революций правоспособность значительно градировалась,[75] то с устранением социальных различий был провозглашен принцип равной правоспособности[76].

Поскольку момент создания и появления возможности действовать у организаций (юридических лиц) совпадает, обычно говорят об их гражданской правосубъектности, включающей в себя и правоспособность, и дееспособность в их неразрывном единстве.

В литературе в понятие гражданской правосубъектности иногда включают также деликтоспособность, сделкоспособность, наименование, место нахождения[77].

Деликтоспособность – это часть правосубъектности (дееспособности), поэтому не является самостоятельным явлением, ибо нельзя просто иметь обязанности без ответственности за их исполнение; то же надо сказать и в отношении сделкоспособности.

Что же касается наименования и места нахождения (средства индивидуализации), то, представляется, это характеристики иных правовых качеств юридического лица, хотя тесным образом связанные с возможностью реализации соответствующих прав.

Понятие «возможности» в характеристике правоспособности охватывает собою как возможность выступать в качестве управомоченного (активная правоспособность), так и в качестве обязанного лица (пассивная правоспособность),[78] при этом ограничена может быть любая из них.

Обладания гражданской правосубъектностью недоста­точно, чтобы иметь конкретные субъективные гражданские права и нести обязанности. Правоспособность является необходимой предпосылкой обладания субъективными правами, для возникновения которых необ­ходим юридический факт, влекущий на основе право­субъектности возникновение конкретного субъективного права.

Правосубъектность носит абстрактный характер, представляет собою обобщен­ную возможность правообладания, которая не может быть представлена в виде полного и исчерпывающего набора или комплекса отдельных субъективных прав; она дозволяет иметь любые права, к ней относящиеся, а не конкретные правомочия.[79] Абстрактность правосубъектности требует ее обобщающей характеристики, это суммарно выраженная возможность правообладания.[80] Когда же характеризуется объем субъек­тивных прав и обязанностей совершенно определенного субъекта (его правовые возможности), правильнее было бы говорить о правовом положении или о правовом статусе.

Правосубъектность - есть дозволение, тогда как правовой статус есть то, что осуществлено в рамках этого дозволения. Вряд ли правильно считать, что изменения статуса возможны только по закону, а не в результате действий самих лиц.

Сказанное не означат, что в отношении отдельных субъектов права нельзя говорить о их конкретной правосубъектности. Ограничения правоспо­собности или дееспособности могут осуществляться только в случаях и порядке, установленных законом.

Для реализации гражданской правоспособности, требуются активные действия легитимного характера. Предусмотренная законом способность создать (изменить, прекратить) права и обязанности – гражданская дееспособность – естественное продолжение правоспособности, способность обладать правами предполагает и способность к их приобретению. Как отмечал Б.Н. Мезрин, «гражданская правосубъектность относится к числу правовых возможностей»;[81] это и есть результат признания субъектом права, по содержанию же она представляет собою различные способности лица, связанные с участием в правовых отношениях: в том числе и возможность иметь права, обязанности, и возможность приобретать их своими действиями; «по содержанию она представляет собой комплекс принадлежащих лицу формальных правовых возможностей по приобретению, обладанию и распоряжению правами».[82]

Дееспособность – элемент правосубъектности[83]. В отличие от физического лица, право- и дееспособность юридического лица возникает одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ). В связи с этим, для юридических лиц различие данных категорий практического значения не имеют. Прекращаются они также одновременно – в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующей записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Необходимо отметить, что осуществление отдельных видов деятельности возможно лишь с момента получения лицензии и до истечения срока ее действия (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Перечень лицензируемых видов деятельности определяется федеральным законом.

Виды юридических лиц.

Юридические лица могут быть классифицированы по различным основаниям. Рассмотрим только некоторые из них, имеющие значение для уяснения сущности юридических лиц с учетом их многообразия.

По правоспособности обычно различают: юридические лица, обладающие общей правоспособностью; юридические лица, обладающие специальной правоспособностью.

Содержанием правоспособности юридического лица является: способность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным его учредительными документами; способность нести связанные с этой деятельностью обязанности; способность заниматься определенными видами деятельности только на основании лицензии.

Правоспособность юридического лица, согласно данной классификации, может быть как общей (универсальной), так и специальной (ограниченной), дающей возможность участия в ограниченном, заранее определенном круге гражданских правоотношений согласно определенной цели. Такие ограничения устанавливаются федеральными законами или учредителями организации (самоограничение правоспособности).

Значение данной классификации проявляется, к примеру, при решении вопросов о действительности заключаемых юридическим лицом сделок. Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной (ст. 173 ГК РФ).

В зависимости от целей деятельности различают два вида юридических лиц: коммерческие организации; некоммерческие организации.

Коммерческая организация – юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Различают следующие формы коммерческих организаций: производственный кооператив; хозяйственное товарищество (полное товарищество, товарищество на вере); хозяйственное общество (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество открытого или закрытого типа с такой разновидностью, как акционерное общество работников); государственное (муниципальное) унитарное предприятие.

Некоммерческая организация – юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая прибыль между участниками.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, управленческих и иных целей, не связанных с извлечением прибыли. От своей деятельности некоммерческие организации могут получать прибыль, однако, она не может быть распределена между ее участниками (учредителями) и направляется полностью для достижения указанных в уставе такой организации целей.

Различают следующие формы некоммерческих организаций: потребительский кооператив; общественная и религиозная организация; учреждение; ассоциация и союз; благотворительный и иной фонд; некоммерческое партнерство; другие формы, предусмотренные федеральными законами.

Несмотря на довольно четкое различие между коммерческими и некоммерческими организациями, которое формируется, на первый взгляд, на самом деле, все обстоит гораздо сложнее. Дело в том, что большинство некоммерческих юридических лиц занимаются предпринимательской деятельностью ради достижения своих уставных целей, так как иных источников существования либо не имеют вовсе, либо они не покрывают и не могут покрыть издержек их текущей деятельности, ради которой они создавались. Если и коммерческие и некоммерческие юридические лица занимаются предпринимательской деятельностью, то различие между ними можно провести только по возможности распределения прибыли (если таковая имеется) между участниками (учредителями): прибыль коммерческой организации может быть распределена между ее участниками, а прибыль некоммерческой организации не подлежит распределению между участниками, она полностью идет на достижение уставных целей организации. Однако и это различие теряет значение, так как сам законодатель его не учитывает. Отдельные некоммерческие организации не только вправе заниматься предпринимательской деятельностью, но и могут распределять полученную прибыль между участниками (учредителями). В качестве такого примера можно привести такую организацию, как потребительский кооператив. Таким образом, грань между коммерческой и некоммерческой организацией «размывается».

К этому следует добавит проблемы разграничения предпринимательской, коммерческой и иных видов деятельности.

По признаку происхождения собственности: публичные (учрежденные государством, субъектом РФ, муниципальным образованием); частные (учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права).

Общественные формирования, в том числе и относящиеся к государст­венному устройству, тради­ционно рассматривались в отечественной цивилистической доктрине как субъекты гражданских правоотношений. Специально указывал на них как субъектов имущественных отношений и Свод Законов Российской Империи (ст. 698, ч. 1, т. Х). При этом такого рода субъекты призна­вались юридическими лицами.

Юридические лица разделялись на частные и публичные, с выделением в числе последних государственных и общественных[84].

Более развернутую классификацию публичных юридиче­ских лиц давал К. Кавелин, отмечая, что их правоспособность не одинакова – «одни – большая их часть – имеет право владеть всякого рода недвижимостями, другая - только домами»[85]. Проект российского Гражданского уложения принял термин «юридические лица» и распространил его на публично-правовые образования: «Юридическими лицами признаются: казна и другие государственные и общественные установления, имеющие отдельное имущество; частные товарищества, общества и установления» (ст. 13). По одному из дел Правительствующий сенат высказался так: «…по самой своей природе каждое государство представляется не только политическим организмом, но и юридическим лицом»[86].

Несколько иначе проводил классификацию юридических лиц Г.Ф. Шершеневич. Он также выделял публичные (казна как хозяйствующая часть государства, дворянские, городские и прочие аналогичные сообщества, казенные заведения) и частные юридические лица. Но кроме этого он использовал еще один классификационный признак, разделяя все юридические лица на соединения лиц и учреждения[87]; его толкование последних весьма сходно с сегодняшним пониманием учреждения (см. ст. 120 ГК РФ).

Фактически речь идет о делении юридических лиц на корпорации (юридические лица, основанные на членстве в них) и учреждения (юридические лица, не предполагающие членства).

Юридические лица можно классифицировать и по иным основаниям: происхождению капитала; объему ответственности, экономическим критериям; правовой связи учредителей с юридическим лицом.

Многообразие отмеченных характеристик (признаков) того или иного юридического лица находит отражение в его организационно-правовой форме и учредительных документах.

Организационно-правовая форма юридических лиц – понятие, широко используемое для характеристики субъектов хозяйственной деятельности. Оно воплощает организационные и правовые признаки, являющиеся общими для организаций различных видов.

Эти признаки можно объединить в две группы.

Первая группа отражает организационную связь любого юридического лица с правом: создается только в порядке, установленном законодательством; создается только в одной из тех организационно-правовых форм, которые установлены законом; правомочно действовать только в пределах, которые очерчены законом для того вида юридического лица, к которому оно принадлежит.

Вторая группа признаков отражает имущественный статус юридического лица определенной организационно-правовой формы: указывает происхождение имущества, на базе которого создано и действует данное юридическое лицо; указывает на внутренние имущественные правоотношения участников юридического лица; определяет состав и объем имущества юридического лица, которым оно отвечает по своим обязательствам.

Знание организационно-правовых признаков юридических лиц позволяет ориентироваться во всем многообразии участников тех или иных правоотношений. С помощью этих признаков можно определить особенности правовых возможностей организации, ее обязанностей и юридической ответственности.

Наши рекомендации