Юридические факты. формы (источники) права. основные признаки законов. законы и подзаконные акты
Термин «источник права» понимают неоднозначно: а) как материальный источник права — правотворческую силу (госвласть, судебные органы, обычаи, референдумы, др.); б) как историч. памятники права (Русская Правда, Законы XII таблиц); в) как формальный источник права — способ выражения содержания правил поведения, установлен. гос-ом. Многозначность термина «источник права» требует замены его термином «форма права». Форма права — это внешнее оформление содержания общеобязат. правил поведения, к-е официально установлены (санкционированы) гос-ом.
История правоведения знает 4-е формы права: 1) правовой обычай; 2) правовой прецедент; 3) норм.-правовой дог-р; 4) нормат.-правовой акт. Правовой обычай — исторически обусловлен. неписаное правило поведения людей, к-е вошло в привычку в силу многоразового применения продолжит. время. Иногда он санкцион. гос-ом. Правовой прецедент — решения суда или админоргана по конкретному делу, к-е рассматривалось впервые. Оно имеет общеобязательный характер для решения аналогичных дел, делится на судебный или админ. прецедент. Эта форма права распространена в США и др. (прецедентное право или англосаксонская система права). Нормативно-правовой договор — форма права, когда два или больше субъектов общест-го отн-я договорились о взаимных правах и обязан-ях по эконом., полит., др. проблемам и заключили письменное соглашение. Дог-а могут иметь международ. и национ. характер (между фирмами, предприятиями, в т.ч. иностран.). Нормативно-правовой акт — юр.документ - принимается органами госвласти, др. субъектами, имеет формально-определен., общеобязат. характер и охраняется госвластью. Это основная, а иногда и единая форма права во многих гос-ах, в т.ч. и в У..
Норм.-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты, они и составляют систему писаного права. (З.У. «О выборах народных депутатов Украины», Декреты Кабинета Министров, Указы Президента и др.). Закон – это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни гос-ва, обладающий высшей юр.силой. Он имеет особенности: 1)это норм.-правовой акт, принимаемый только высшим представительным органом – парламентом, представляющим в формально-юр. смысле весь народ, или же непосредствен. самим народом путем референдума. 2) закон обладает высшей юр.силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенств. формой права.3) закон как источник права, исходящий от высшего представит. органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен отражать волю и интересы всего общества или народа.
Все норм.-правовые акты делятся по юр. силе на законы и подзаконные норм.-правовые акты. Законы делятся по значению и месту в системе закон-ва. Все законы делятся на: 1) конституционные или основные: Конституция Украины, З.У. «О Президенте Украины» от 5 июля 1991 г. и т.д.; 2) обычные или текущие: «О статусе судей» от 15 декабря 1992 г., «О предпринимательстве» от 7 февраля 1991 г. и т.д.; 3) чрезвычайные законы (принимаются в указан. Конституцией случаях).
Подзаконные норм.-правовые акты- принимаются комптентными госорганами на основании и в соот. с З.У.. Подзакон. акты классифицируются: 1) акты госорганов У. (Указы Президента, Декреты, Постановления К.М.У., инструкции, приказы министерств и т.д.); 2) акты А.Р.К.(Совета Министров); 3) международные договоры, заключен. и ратифицирован. В.Р.У.; 4) акты всеукраинского и местных референдумов, отдельных общест-ых объединений (делегированное з-во).
1.5. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Любой норм.- правовой акт регулирует общест-ые отн., совершаемые в период от введения акта в действие до утраты им юр. силы. Исходя из этого, определяются и пределы действия правовых норм во времени с учетом следующих обстоятельств: 1-ое – это момент вступления акта в законную силу, 2-ое – момент прекращения его действия и третье – распространение юр. влияния норм. акта на общест-ные отн., к-е возникли до момента вступления данного акта в законную силу (обратная сила закона). Т.о., действие правовых норм во времени определяется действием норм.- правового акта с момента вступления его в законную силу.
Существуют следующие способы определения момента вступления акта в законную силу: - указание о времени вступлении в силу акта в самом правовом акте. Как правило, таким образом вступают в законную силу различные законы и другие значимые норм. акты; - указание на иные обстоятельства, с к-и связано вступление норм. акта в законную силу («с момента подписания», «с момента опубликования» и т.п.); - применение общих правил вступления различных норм. актов в законную силу. Под общими правилами при этом подразумевается 10-дневный срок с момента официального обнародования норм. акта. По истечении этого срока он вступает в законную силу, если иное не предусмотрено самим норм. актом, но не ранее дня его опубликования. Акты публикуются в офиц. изданиях и рассматриваются как офиц. Их дубликаты: «Ведомости Верховной Рады Украины», «Правительственный куръер».
Закон, равно как и др. норм.-правовой акт, прекращает свое действие с момента утраты им юр.силы: а)по истечению срока его действия или др. норм.-правового акта, к-й заранее указывается в самом акте; б)после прямой отмены действующего норм.-правового акта др. актом, издан. компетент. госорганом;в)в результате замены действующего нормат. акта др. актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юрсила прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового акта.
По сформулированной еще древнеримскими юристами юр. аксиоме норм.-правовой акт не имеет обратной силы. Наряду с ограничением действия во времени существуют общепризнан. границы действия норм.-правовых актов в пространстве, и на определен. территории. В соотв. с принципами суверенитета и террит-го верховенства норм.-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного гос-ва, действуют лишь на его территории. Это акты, обладающие высшей юр.силой, имеющие беспрекословный приоритет перед всеми др. норм.актами, действующими на той же территории. По территор-му критерию все норм.-правовые акты подразделяются на акты, действие к-х распространяется: а) на всю террит. государства; б) охватывающие определен. его часть; выходящие за пределы террит. страны. На всю террит. гос-ва распространяются, напр., конституцион. и обыкновенные законы.
Но акты, изданные в порядке текущего закон-ва, могут действовать и на строго определен., ограничен. части террит-ии. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином норм. акте.
Действие некоторых норм.-правовых актов может выходить за пределы террит. гос-ва. И наоборот, на территории гос-ва могут действовать в соот. с заключен. соглашениями нормы, содержащиеся в актах др. гос-в (гр., коммерч., финансовое, др. отрасли). Ныне особую значимость имеет применение норм международ. права к внутригос-ым отн-м.
Систематизация — внесение корректив в норм.-правовые акты для приспособления их к изменениям, к-е состоялись в экономике, политике, замена старых норм. актов новыми, их компьютеризация. Известны 4-е гл. вида систематизации: 1) Консолидация — объединение норм. актов разных эпох и приспособление их к новым эконом. и полит. отн-м. 2) Инкорпорация — систематизация без изменений в содержании норм права этих актов. Проводится: хронологически— по годам издания, по сферам правового регулирования, по отраслям права и т.п.. По объему: генеральная (общая), отраслевая, межотраслевая, специальная (по институтам права). По критерию объединения: предметная, хронологическая, по субъектам (кто принимал эти акты). 3)Кодификация — систематизация или приведение в порядок норм. актов, связана с переработкой их содержания (возможна только официальная). По объему: отраслевая, межотраслевая, спец.; по форме выражения: основы закон-ва, кодексы, уставы, законы, положения и т.п. 4) Свод законов — систематизация, включает все ее виды (инкорпорацию, кодификацию), в т.ч. и принятие новых актов.