Законы и подзаконные акты –источники мун права

После Конституции в качестве источников следуют законы ПМР, которые либо непосредственно и целиком, либо только в определенной части регулируют муниципально-правовые отношения.

Первым нормативным актом ПМР по местному самоуправлению был закон ПМССР от 17 июля 1991 года «О местном самоуправлении и местном хозяйстве ПМССР».

В 5 ноября 1994 году был принят закон ПМР «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственных администрациях в ПМР». Он прекратил действие закона от 1991 года, действует до настоящего времени и является, по сути, основным источником муниципального права ПМР.

Еще одним законом, регулирующим муниципальные отношения в ПМР является закон ПМР «О статусе народных депутатов местных советом народных депутатов», который определяет особенности правового положения депутатов местных представительных органов.

К числу законов ПМР, которые содержат отдельные нормы, связанные с местным самоуправлением, следует отнести Избирательный Кодекс ПМР, Гражданский Кодекс ПМР, Кодекс ПМР об Административных Правонарушениях, закон «Об административно-территориальном устройстве ПМР», закон «О милиции», законы о природопользовании, акты налогового законодательства.

Законы о местном самоуправлении создают возможность для дальнейшего правового регулирования муниципально-правовых отношений на уровне подзаконных актов и других правовых норм.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятся – указы Президента ПМР, постановления и распоряжения Правительстве ПМР, постановление Верховного Совета ПМР, которые должны отвечать двум требованиям:

· Должны иметь нормативный характер.

· Должны регулировать муниципально-правовые отношения.

Решения Конституционного Суда ПМР, касающегося деятельности местного самоуправления. Данный вид источников имеет самостоятельное значение, которые по юридической силе и значению приравнивают к законам, несмотря на то, что такие решения должны приниматься Конституционным Судом только в рамках законов.

14.Акт местного самоуправления

1) Местные нормативные акты, содержащие нормы муниципального права. Такие акты могут исходить как от населения муниципального образования, так и от органов местного самоуправления и их должностных лиц, при этом главным требованием к данным актам является то, что они не должны противоречить Конституции ПМР, Законам ПМР и актам стоящих

Правовые акты местного самоуправления и их должностных лиц носят локальный характер, т.е. их юридическая сила не выходит за рамки муниципального образования, а содержанием могут являться только вопросы местного значения.

Таким образом, акт местного самоуправления – официальный письменный акт, принятый непосредственно населением муниципального образования, либо органом или должностным лицом местного самоуправления в пределах собственных полномочий и устанавливающий общеобязательные правила по предметам ведения местного самоуправления, в соответствии с законодательством. Данный вид источников является подзаконным актом.

Существуют различные виды актов местного самоуправления:

· Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан.

· Решения сессии Местного Совета. Принятие таких решений регулируются соответствующими регламентами.

· Решения постановлений главы администрации – акты, принимаемые соответствующим должностным лицом, носящие нормативный характер.

· Распоряжения главы администрации – акты, принимаемые соответствующим лицом, в пределах своих полномочий по индивидуальным, оперативным и иным текущим вопросам, имущих как правило не нормативный характер.

· Положения – правовые акты, в которых систематизируются нормы о статусе или определенного тематического содержания (Положение о комиссии городского совета).

· Приказы и инструкции – правовые акты иных органов или должностных лиц местного самоуправления, содержащие не нормативные положения оперативно-распорядительного характера, изданными руководителями местных органов, в пределах их компетенции и полномочий в соответствии с положениями об этих органах или их структурных подразделениях.

· Заявления, резолюции, обращения, депутатские запросы и другие акты, исходящие от советов или депутатов местных советов. Они имеют ненормативный характер и связаны с оценкой представительным органом или депутатов тех или иных событий или фактов.

Нормативно-правовые акты органов или должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы, обязанности личности подлежат обязательному обнародованию, т.е. обязательному опубликованию в местных СМИ и только после этого вступают в силу.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, не зависимо от их организационно-правовых форм, а также самими органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами.

Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами их принявшими, либо признанными недействительными или незаконными по решению суда.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет наступление ответственности в соответствии с законодательством ПМР.

Наши рекомендации