Тема 2. Органы исполнительной власти
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти. Основные черты органа исполнительной власти. Административно-правовой статус органа исполнительной власти и его главные характеристики (черты). Структура органа исполнительной власти. Административная правосубъектность органа исполнительной власти: понятие и структура.
2. Система, структура и виды органов исполнительной власти. Принципы построения системы органов исполнительной власти. Единство системы исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Региональные органы управления. Классификация органов исполнительной власти: по основаниям, порядку образования, характеру компетенции. Коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции. Законность в построении системы органов исполнительной власти.
3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, структура, компетенция.
4. Правительство Российской Федерации: состав и порядок формирования, основные вопросы компетенции, организация и порядок деятельности, издаваемые правовые акты.
5. Федеральные органы исполнительной власти. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Их организационно-правовые формы. Территориальные (региональные) органы федеральной исполнительной власти. Органы общей компетенции. Отраслевые и межотраслевые органы федеральной исполнительной власти.
6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. формирование системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.
7. Органы местного самоуправления: нормативная основа, понятие, виды, компетенция. Функции местного самоуправления. Устав муниципального образования. глава муниципального образования.
8. Ответственность органов исполнительной власти, их должностных лиц и государственных служащих за ущерб, причиненный неправомерной (незаконной) служебной деятельностью. Основания ответственности органов государственного управления. Неправомерные и правомерные действия и бездействия. Возмещение ущерба.
Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: «деловой театр» (метод инсценировки) (описание алгоритма проведения занятия в интерактивной форме см. ниже).
Конспектирование материалов научной литературы по заданию преподавателя.
По заданию преподавателя: разработать схему «Положения о федеральном министерстве Российской Федерации.
По заданию преподавателя: решение заданий предусмотренных рабочей тетрадью.
Нормативные правовые акты:1, 2, 7, 9, 34, 38, 39.
Основная литература:1, 2, 3, 5.
Дополнительная литература:26, 27.
Алгоритм проведения занятия в интерактивной форме:
Используя, предусмотренный Положением об интерактивных формах и методах обучения игровой имитационный метод «деловой театр» (метод инсценировки) организуется проведение очередного заседания Правительства Российской Федерации.
Задачи преподавателя в подготовке занятия проводимого в интерактивной форме:
1. отобрать необходимые ситуации;
2. подобрать подгруппы студентов;
3. поставить задачу (проблему), по которой группа должна высказывать свою точку зрения;
4. проявлять к студентам интерес, постоянное внимание и т.п.
5. дать целевую установку проведения занятия в интерактивной форме.
Задачи обучающегося в подготовке к занятию, проводимому в интерактивной форме:
1. ознакомится с ФКЗ «О Правительстве РФ» №2-ФКЗ от 17 декабря 1997г., Постановлением Правительства РФ от 1.06.2004г. №260 «О регламенте Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ (с изменениями и дополнениями)».
2. доброжелательно выслушивать мнения других обучающихся.
3. подготовка вопросов, дополнений.
4. активное участие в процессе заседания Правительства РФ.
Этапы проведения заседания Правительства РФ: